В заботах о спросе, в печалях о будущем


Низкие доходы наших граждан и, как следствие, уменьшение покупательской способности российские ритейлеры назвали своей наиболее острой проблемой. Эти данные приводит в «Обзоре розничной торговли» международная консалтинговая компания Ernst&Young. Но даже на фоне возрождающегося спроса жизнь сетей не становится слаще. Банки напоминают про долги, а правительство учит жить по новым законам.

Низкие доходы наших граждан и, как следствие, уменьшение покупательской способности российские ритейлеры назвали своей наиболее острой проблемой. Эти данные приводит в «Обзоре розничной торговли» международная консалтинговая компания Ernst&Young. Но даже на фоне возрождающегося спроса жизнь сетей не становится слаще. Банки напоминают про долги, а правительство учит жить по новым законам.

Близко к сердцу

По всей видимости, в попытке проявить заботу о покупателях большинство ритейлеров в качестве основной прошлогодней меры урезали ассортиментный ряд. «Игроки, не относящиеся к категории premium, пересмотрели продуктовую линейку, – поясняет заместитель председателя правления Национальной факторинговой компании Корнелиу Робу. – При этом сети сократили ассортимент в целом и отказались от дорогих позиций. Приоритет по закупкам был отдан тем товарам, которые прошли жесткую селекцию по цене и потребляются населением независимо от кризисных явлений в экономике».

Магазины пестреют скидками, вытянутыми ритейлерами из поставщиков. Сокращение ассортимента позволило сетям уменьшить количество производителей. И последние в страхе потерять крупных заказчиков готовы падать в цене. Для себя компании смогли получить дополнительную экономию, проведя оптимизацию численности персонала. «И хотя уровень зарплат в ритейле в прошлом году практически не понижался, издержки уменьшали за счет урезания соцпакета и отмены бонусов», – говорит руководитель группы подбора персонала кадрового центра «ЮНИТИ» Татьяна Голубниченко. Однако на данный момент, по ее словам, настроения в сфере стали более оптимистичными. В частности, начался постепенный рост числа заказов на подбор специалистов в ритейле. Срок их исполнения, особенно на персонал высшего управленческого звена, в нынешних условиях значительно сократился. Поиск облегчает возросшее число высвободившихся специалистов. Характерный пример – категорийный менеджер. До кризиса кандидаты на эту должность были «диковинными птицами» ретейла, о ни
х все слышали, но увидеть их на рынке доводилось мало кому. Сегодня они стали вполне реальными соискателями. Причем работодатели активно сбивают цены. Если полтора года назад категорийщики запрашивали около 85 000 рублей, то сегодня, согласно исследованию кадрового центра «ЮНИТИ», по рынку компенсация установилась на уровне 70 000 рублей, а компании просят найти за 60 000.

Однако по большинству вакансий уровень зарплат и бонусов сегодня практически достиг докризисной отметки. «Наиболее перспективными благодаря своей стабильности по-прежнему остаются крупнейшие федеральные и международные сети продуктового сектора», – считает Татьяна Голубниченко.

Говоря об устойчивости нынешнего положения ретейла по сравнению с другими отраслями, Корнелиу Робу отмечает, что добилась этого отрасль не антикризисными мерами, а исключительно своей специализацией. «Невзирая на вынужденный пересмотр потребительской корзины, люди, так или иначе, приходят с живыми деньгами в магазины и покупают товары первой необходимости. То есть неэластичный спрос стал крепким фундаментом для сохранения стабильного входящего денежного потока в ритейле». Ему даже удалось отвоевать пару процентов от доли рынка (с 28,3% до 30,5%) у несетевой розницы. А по данным исследования агентства «INFOLine», в прошлом году только 70 крупнейших сетей FMCG увеличили площадь своих торговых объектов на 879,1 тыс. кв. м. При этом почти половина новых магазинов приходится всего на две компании – «Магнит» и Х5 Retail Group.

Под прицелом

Но даже временные денежные проблемы покупателей не прошли бесследно. В сочетании с нехваткой заемного капитала падение потребительского спроса привело часть розничных сетей в сети финансовые. Сообщения о том, что тот или иной ритейлер переходит под контроль банка, давно стали обыденностью. За примерами далеко ходить не надо.

«Сбербанк» получает долю (51%) в бизнесе калининградского ритейлера «Вестер» (в обмен на реструктуризацию ее задолженности) и контрольный пакет акций сети гипермаркетов «Мосмарт». Он же продает помещения сибирской сети гипермаркетов «Алпи». Сеть «Техносила» переходит под контроль «МДМ-банка» в счет погашения долга. 30% акций «Азбуки вкуса» и ее основные торговые марки – в залоге у Европейского банка реконструкции и развития. У банка «Северный морской путь» – целая коллекция торговой недвижимости, доставшейся от сетей «Самохвал» и «Гроссмарт», а также от российского лицензиата сети Reebok. Кстати, крупнейшим акционером Х5 Retail Group, одного из лидеров роста прошлого года, является «Альфа-банк», что только подтверждает общую тенденцию.

«В связи с происходящим сегодня переделом рынка количество вакансий, особенно руководящих, ограничено, – замечает Татьяна Голубниченко. – В процессе слияний и поглощений высвобождаются профессионалы высокого уровня, что позволяет заинтересованным компаниям-работодателям выдвигать более высокие по сравнению с докризисными требования при подборе». Однако эти изменения сильно не повлияли на уровень компенсации управленческого персонала. По данным кадрового центра «ЮНИТИ», управляющий небольшого магазина (100-200 кв. м), занимающийся исключительно административной работой, получает 30 000-40 000 рублей. Если в его задачи входит взаимодействие с поставщиками и проверяющими органами, решение стратегических вопросов, то зарплата повышается до 50 000-65 000 рублей. В крупных сетях (площадь магазина от 1000 кв. м) предложение соответственно – 50 000-60 000 рублей (административный функционал), от 100 000 рублей – полный спектр управленческих задач.

Закон вам в помощь…

Тем не менее, российский рынок ретейла является наиболее привлекательным для инвестиций. В рейтинге Global Retail Development Index (Глобальный индекс развития розницы) компании A.T. Kearney Россия занимает 2-е место (после Индии). Это должно радовать, если бы не сомнительная роль в данном достижении фактора той самой финансовой неустойчивости игроков. Именно она дает активным компаниям реальный шанс на завоевание рынка. Иностранцы, кстати, не дремлют.

И привлекает зарубежных инвесторов в первую очередь неразвитость отечественных сетей. Даже в столице, по оценкам специалистов «INFOLine», не достигнут пороговый показатель насыщенности (в 500 кв. м. торговых площадей на 1000 человек). Хотя именно в Москве и Московской области сосредоточена треть объектов российского ретейла. А в глубинку наши сетевики и не торопятся. Правительство – одной рукой – даже пытается стимулировать бизнес, в том числе и в отдаленных от центра регионах. Так, в ближайшем будущем, возможно, желающим начать торговлю в Сибири, на Дальнем Востоке или Северном Кавказе будут предоставлять бесплатно землю, отменять налог с продаж, давать льготы по региональным налогам, возвращать часть налога на прибыль.

Другой рукой, правда, наши законодатели ставят препоны. «Еще в прошлом году рост таможенных пошлин привел к тому, что некоторые непродуктовые сети полностью сократили отделы, связанные с внешней экономической деятельностью, отказываясь от прямой работы с импортом», – отмечает эксперт кадрового центра «ЮНИТИ». Цепочки от производителя до потребителя удлиняются, что не может не сказаться на конечной цене импортных товаров.

«Закон о торговле», ограничивающий долю (25%) рынка для одной сети в границах муниципального образования, который поднял много шума среди ритейлеров, по общему мнению, мало поспособствует развитию компаний в регионах. Под эту норму легко можно попасть, задумав, например, открыть гипермаркет в небольшом городе.

Надо заметить, что, несмотря на бурные дискуссии, разразившиеся в преддверии вступления в действие документа, ритейлеры, похоже, понимали неизбежность реформ. Так, Корнелиу Робу предполагает, что сети заранее начали адаптацию к «Закону о торговле», который, в частности, устанавливает ограничения по срокам оплаты товара сетями. Такой вывод эксперт Национальной факторинговой компании делает, поскольку значительного роста уровня просрочек по оплатам в данной отрасли сегодня не наблюдается. Однако неприятным сюрпризом для факторов стало намерение сетей сделать платной процедуру подтверждения задолженности перед поставщиком.

Таким образом, новые ограничения рождают новые схемы, которые, по мнению большинства экспертов, приведут к росту стоимости товаров и сокращению ассортимента. А ведь декларируемая цель закона была такой социально верной: помешать продавцам искусственно раздувать цены. И как ловко проблему «низких доходов» заместили другой выгодной формулировкой – «высокие цены». Чем не очередной социальный громоотвод?

Ирина Мещерякова
Кадровый центр «ЮНИТИ»
Тел.: (495) 543-82-59
e-mail: press@unity.ru
http://www.unity.ru

ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :

Введите символы на картинке