Вопросы освоения подземного пространства как часть градостроительной концепции развития со временных городов


27-29 июня 2012 года в Санкт-Петербурге состоится Международный форум по комплексному освоению подземного пространства.

Вопросы освоения подземного пространства как часть градостроительной концепции развития со временных городов
В ходе подготовки к проведению Форума и обсуждения тематики докладов и дискуссий появилось понимание того, что вопросы развития подземного пространства невозможно рассматривать отдельно от проблем строительной отрасли в целом, и особенно – градостроительного планирования территорий. Неслучайно форум получил название «Комплексное освоение подземного пространства мегаполиса как одно из важнейших направлений развития государственного управления территориями». Сегодня вопросы градостроительного планирования стоят чрезвычайно остро, а раздел, связанный с освоением подземного пространства, отсутствует вовсе. Можно сказать, что подземное строительство в российских городах ведется стихийно, хотя вполне очевидно, что без планирования строительства подземных объектов в современных мегаполисах, особенно в их исторической части, ни о каком дальнейшем развитии говорить не приходится. Нельзя застраивать подземное пространство хаотично, чтобы избежать ошибок «наземной» застройки. Строительство на земле и под землей должно быть регламентировано и взаимосвязано, иначе не будет места для подземных инфраструктурных объектов.

Например, сегодня уже есть понимание того, что развивать метрополитен следует в соответствии с расположением наземных транспортных потоков: нужно строить подземные комплексные транспортные узлы – так, как это делается во всем мире. Скажем, в Хельсинки можно приехать на электричке из загорода, и тут же пересесть на метро или автобус. В России пока ничего подобного не создано, хотя совершенно очевидно, насколько комфортно и удобно было бы воспользоваться таким комплексным пересадочным узлом, в котором, также могут располагаться торговые и развлекательные центры, спортивные объекты, бассейны. Целесообразность сооружения подобных объектов подтверждена мировым опытом.

Причем мировые державы сегодня в корне меняют концепцию градостроения: идеал современного города — это город людей, а не автомобилей. Но мы, к сожалению, игнорируем уникальную возможность учесть их исторический опыт и избежать заведомо ошибочные решения. В России много говорится о тех огромных развязках, которые планируют сооружать на поверхности, но в Европе и Америке, где пик развития хайвеев пришелся на вторую половину 20 века, такого плана инфраструктурные объекты уже строятся под землей. Если раньше приоритет отдавался транспорту, все делалось для того, чтобы машины могли паковаться и свободно передвигаться, то сегодня на переднем плане – человек. Не людей загоняют под землю, а транспортные потоки, строят не дополнительные пандусы для инвалидов, а позволяют им свободно передвигаться по поверхности. Выходя на улицу, жители должны попадать на озелененные территории, в парки, а не пробиваться между рядами мчащихся автомобилей, обдающих брызгами все вокруг. Город – это, прежде всего, люди, и нужно создать все необходимые социально-экономические условия для их комфортного проживания. Запад ориентируется именно на эту модель.

Алпатов С. Н., генеральный директор НП «Объединение подземных строителей»

Источник – журнал «СТО Строительство Технологии Организация» (март 2012 г.)
Подробнее: http://stopress.ru/archive/html/2012-03/undeground.html