Эра e-mail подходит к концу?


До поры до времени Facebook на вашем рабочем месте может быть запрещен, но все больше компаний предоставляют своим сотрудникам функции чатов, постов и комментариев в корпоративных социальных сетях (Enterprise Social Software, ESS).

Такие платформы совместной работы как Cisco Quad, Yammer, Jive, Traction Software, Socialtext, SocialCast, Salesforce.com Chatter, WizeHive (и десятки других) дают сотрудникам возможность обсуждать идеи, вместе работать над документами, рассылать новости и задавать вопросы с помощью постов, чатов, микроблогов и форумов. Некоторые из перечисленных приложений – например, Cisco Quad – включают в себя функции "голос поверх IP" (VoIP) для поддержки голосовых и видеоконференций в реальном времени, а также мобильные приложения, поддерживающие совместную работу в мобильном и удаленном режимах.

Впрочем, давайте зададим себе вопрос: действительно ли корпоративные социальные сети помогают компаниям повышать производительность труда и улучшать финансовые показатели? По данным аналитической компании Gartner, в 2011 году затраты на корпоративные социальные приложения в мировом масштабе могут составить 770 млн долларов США, что на 16 процентов больше, чем годом раньше (этот показатель не включает средства ESS, используемые для взаимодействия с заказчиками и внешними партнерами). Это капля в море по сравнению с затратами на традиционные программные средства для совместной работы, такие как электронная почта (e-mail), системы обмена документами, средства календарной работы и веб-конференций. Данный рынок несколько аморфен, но, согласно некоторым отраслевым отчетам, только лишь в США его объем составляет около 5 млрд долларов в год.

"Мы видим быстрый рост интереса к решениям, включающим функции передачи голоса и видео и обмена контентом. Популярность таких решений растет, ибо они дают глобальным распределенным компаниям возможность организовать совместную работу в пределах зон, защищенных межсетевыми экранами, и между этими зонами. При этом совместная работа может выполняться как на настольных системах, так и с помощью мобильных устройств", - говорит ведущий исследователь аналитической компании Yankee Group Зевс Керравала (Zeus Kerravala).

Если, как ожидается, предприятия примут на вооружение более гибкий стиль коммуникаций (им уже пользуются индивидуальные абоненты) и откажутся от электронной почты в пользу постов, распространяемых в реальном времени, долгосрочные перспективы ESS станут весьма заманчивыми. По прогнозам компании Gartner, в ближайшие три года корпоративные социальные приложения станут главным инструментом коммуникаций и заменят электронную почту в 20 процентах компаний. Многие организации уже осознали преимущества ESS.

Студенты и преподаватели факультета MBA Дюкского университета (Duke University, США) используют решение Cisco Quad для совместной работы над проектами в разных часовых поясах. Студенты из США, Великобритании, Дубая, Индии, Китая, России используют Cisco Quad для формирования виртуальных рабочих групп, поиска людей с общими интересами, обмена файлами и видеоматериалами со студентами, работающими над схожими проектами, и мгновенной организации видеоконференций и чатов. Преподаватели используют эту платформу для передачи лекций в реальном времени через вебкасты и для предоставления студентам учебных материалов в видеоклипах и интерактивных форматах с широкой функциональностью.

Хотя многие преимущества ESS трудно формализовать (сотрудники чувствуют себя комфортнее? рабочие отношения стали прочнее? совместная работа получила большее распространение?), эти технологии имеют массу ощутимых достоинств. В одной из групп разработчиков после внедрения корпоративных социальных сетей количество сообщений электронной почты сократилось на 38 процентов, а средний размер таких сообщений уменьшился на 43 процента. Более того, с помощью ESS менеджеры по продуктам стали еженедельно экономить 7,8 часа, а инженеры - 5,4 часа. Высвободившееся время дало им возможность решать более важные задачи.

Тем не менее на пути распространения ESS немало препятствий. Одна из проблем – сопротивление сотрудников. Уже сегодня каждому сотруднику приходится использовать в среднем как минимум шесть "приложений для повышения производительности". Еще одно такое приложение в виде ESS – это уж слишком.

Перед ИТ-отделами встает другая проблема – необходимость интеграции корпоративных социальных сетей в существующую инфраструктуру. К концу 2011 года более половины предприятий в США и Европе внедрят корпоративные социальные технологии, но только единицы таких технологий «будут хотя бы удаленно соединены с бизнес-системами, приложениями и процедурами», утверждает автор опубликованного в апреле 2011 года независимого отчета исследовательской фирмы Forrester Research "Интеграция: новая задача корпоративных социальных продуктов" (Integration: The Next Frontier For Enterprise Social). "За исключением нескольких компаний-первопроходцев, – говорится в отчете, – нормой остаются изолированные, автономные социальные технологии".

"Поразительно, насколько быстро люди изменили свое поведение, начав активно использовать социальные сети в повседневной жизни. Теперь эти навыки естественным образом распространяются на рабочие места", – говорит Гайдн Шонесси (Haydn Shaughnessy), аналитик из компании GigaOM Pro, автор отчета «Будущее рабочих платформ» (The Future of Work Platforms). При этом он выражает озабоченность тем, что установка первых платформ ESS потребует слишком много усилий и расходов. Десять лет назад то же самое было с инсталляцией крупномасштабных программных систем для совместной работы. По мнению Шонесси, "будущее корпоративных социальных систем зависит от приложений. Компании должны обращаться в онлайновые магазины приложений и приобретать там легкие, недорогие средства совместной работы, которые начинают функционировать, как только их установишь".



Дополнительную информацию рад предоставить

Александр Палладин, глава пресс-службы ООО "Сиско Системс"

тел. (985) 226-3950



О компании Cisco

Cisco – мировой лидер в области сетевых технологий, меняющих способы человеческого общения, связи и совместной работы. Чистый объем продаж компании в 2010 финансовом году составил 40 млрд долларов. Информация о решениях, технологиях и текущей деятельности компании публикуется на сайтах www.cisco.ru и www.cisco.com.



Cisco, логотип Cisco, Cisco Systems и логотип Cisco Systems являются зарегистрированными торговыми знаками Cisco Systems, Inc. в США и некоторых других странах. Все прочие торговые знаки, упомянутые в настоящем документе, являются собственностью соответствующих владельцев.