Искусство оформления надгробной надписи


По каким критериям определяются тип надгробной надписи и место для ее размещения? Какие способы нанесения слов на памятник можно выбрать? Какие шрифты для надгробных надписей существуют и чем нужно руководствоваться при их отборе?

Надгробные надписи – это обязательные элементы оформления памятника. Без них могила остается безымянной. Содержание надписей на памятнике может быть различным – от кратчайшего сообщения о том, кто лежит под камнем (иногда, если, например, он стоит над захоронением знаменитости, это может быть просто имя под портретом) до развернутой эпитафии. В современной российской традиции непременно под фотографией умершего пишут его имя, отчество (или инициалы) и фамилию, а также годы жизни. Все остальное добавляется или нет по желанию родных, которые заказывают мемориал. Иногда бывает, что усопший еще при жизни – устно, а порой даже в письменном завещании, – определяет условия своего погребения вплоть до дизайна надгробья, а то и лично заботится о его изготовлении и установке на семейном участке. В этих случаях надписи и изображения на памятнике становятся воплощением его собственной воли.

Выбор места

Выбор места для расположения надписей на могиле зависит от целого ряда факторов:

  • от вида памятника (прежде всего – величины и формы стелы либо могильной плиты);
  • от способа нанесения символов;
  • от количества слов и изображений, которые планируется разместить;
  • от выбранного шрифта и его размера.

Наиболее удобным для оформителей является традиционный прямоугольный памятник. Даже если он небольшого размера, на нем лучше всего располагаются все запланированные изображения и слова. При совсем маленькой площади можно обойтись без фотографии покойного, одними краткими сведениями. Но даже в этом случае на оборотной стороне стелы останется место для эпитафии. Тыльной частью надгробья вообще не следует пренебрегать при создании дизайнерского макета. На ней прекрасно выглядят не только обычные эпитафии, но и дополнительные гравировки: портрета, рисунков и символов, стихов. Конечно, для их нанесения требуется полированная поверхность, зато результат стоит вложения дополнительных средств.

На фигурных памятниках площадь для надписи выбирается прежде всего исходя из формы камня. Какой бы иногда причудливой она не была, мастер-камнерез обычно предусматривает место, на котором бы органично смотрелась необходимая информация. Иногда даже оно специально обрамляется лепниной или барельефным орнаментом. В случае же, если необычная стела слишком причудлива и не предполагает дополнительного оформления или вместо нее используется, например, скульптура, то слова будет лучше написать на надгробной плите. На ней же прекрасно будут выглядеть и разнообразные гравированные изображения цветов и орнаментов.

Способы нанесения

Способы нанесения букв в наше время разнообразны.

  • Самым недорогим из них является надпись на фотокерамике. Ее обычно делают рядом с фото. Традиционным является ее размещение под портретом, но можно заказать и вариант таблички в виде книги. Тогда на одной «странице» делается портрет, на другой – надпись.
  • Подороже и понадежнее является гравировка, которая делается непосредственно на камне. В случае, если основа светлая, буквы на ней будут видны плохо. Для лучшего контраста их в этом случае покрывают специализированной краской (золотой, бронзовой или другого цвета). Любой колер придется периодически подновлять, так как он постепенно стирается. На темной же основе гравированные надписи видны и без их подкраски. Особенно контрастно они получаются на габбро-диабазе. Вообще же гравировка – это верный способ сохранить информацию, что называется, на века: ведь она окончательно стирается только вместе с камнем.
  • Иногда на стелах делаются накладные надписи. В первую очередь этот способ применяется при создании эксклюзивных мемориалов из дерева либо металла. Литеры для в таком случае вырезаются из дерева или камня, чеканятся или отливаются отдельно, потом их прикрепляют на памятник тем или иным образом. А иногда они изготавливаются на специальных металлических табличках и тоже крепятся уже на готовое надгробье.

Отдельным вопросом становится выбор шрифта для надписи. В настоящее время шрифтов, которые используются в сфере ритуального дизайна, великое множество. Они подразделяются на строгие классические (такие как Ораниенбаум, Гарамон, Тинос, Академия, Философер) и более оригинальные – декоративные (Пропись, Старославянский, Декор, Мон Амур, Арабский). Подбирая шрифт, конечно, следует учитывать и то, как он будет выглядеть в контексте общего оформления не только стелы, но и всей могилы. Кроме того, внешний вид надписи (как и рисунки) несет дополнительную информацию о покойном, потому не должен диссонировать с основной, выраженной в смыслах слов и изображений. Например, странно будет увидеть на лаконичном и суровом памятнике военному, чересчур изысканный шрифт «Марианна». И, наоборот, на могиле глубоко верующего православного христианина рядом с распятьем органично смотрятся надписи, сделанные старославянскими буквами.

Слова на памятнике важны и нужны прежде всего живым, которые хотят сохранить в них память о покинувшем их человека на века. То, как она будет сделана, где оставлена, очень важно: ведь все необходимые и красивые слова со временем неизбежно сотрутся, исчезнут, если вовремя и правильно не позаботиться об их сохранности.

Подробней тут.



Re-port.ru
Re-port.ru
+1625.1