Термокружки

42,8% заказчиков тратят на веб-разработку больше, чем собирались


Насколько совпадает предварительная оценка стоимости веб-разработки с реальными расходами? На этот вопрос отвечает четвёртая часть исследования, проведённого проектом «Рейтинг Рунета» при поддержке компании Proactivity Group.

В ходе опроса заказчики веб-разработки должны были оценить, насколько совпала (или не совпала) фактическая стоимость проекта с тем бюджетом, который планировался изначально. Респонденты должны были выбрать один из шести вариантов ответа, в соответствии с которыми реальный бюджет оказался:

  • существенно меньше предполагаемого;
  • несколько меньше;
  • cовпал;
  • оказался несколько больше предполагаемого;
  • существенно больше;
  • неизвестно, так как ещё не закончили работу по проекту.

Соответственно, анкеты с выбором «неизвестно, так как ещё не закончили работу по проекту» в подсчёте не участвовали. А по остальным пунктам картина получилась следующая.

Фактический бюджет не совпадает с предварительным в 55,9 % случаев

Общая картина примерно одинаковая во всех ценовых диапазонах: чаще всего итоговый и предварительный бюджеты совпадают (44,1%), либо итоговый бюджет оказывается несколько больше (35,7%). А вот приятные неожиданности в плане цены бывают редко – лишь у 8,3% опрошенных затраты оказались «несколько меньше», чем планировалось, а «существенно меньше» фактические расходы оказались всего лишь у 4,8%.

Впрочем, популярность пункта «совпал» не означает, что современный заказчик сам способен точно определить стоимость работ. Скорее, механизм тут обратный – первоначально выделяется некий бюджет, после чего уже ищется исполнитель, способный в этот бюджет вписаться. Что и даёт в статистике иллюзию точной предварительной оценки.

Этот же подход (от бюджета) определяет и разницу между следующими пунктами: «существенно больше», чем собирались, заплатили в пять раз меньше заказчиков (7,1%) по сравнению с теми, кто отдал «несколько больше» (35,7%). Понятно, что если бюджет зафиксирован заранее, то у веб-студии есть шанс «уговорить» заказчика заплатить чуть-чуть больше, добавив к первоначальной цене 10-20%. А вот чтобы «прыгнуть» существенно дальше, нужно обладать мощным авторитетом и большими способностями к ведению переговоров. Но подавляющее большинство студий по своему «весу» просто несопоставимы с заказчиками, на которых работают, а потому повлиять на заказчика не в состоянии.

Очень показательна и картина с теми бюджетами, которые уменьшились в ходе веб-разработки. Задавая некие рамки бюджета, заказчик провоцирует веб-студию не столько провести оценку трудозатрат и вывести адекватную цену, сколько – в любом случае освоить выделенный бюджет. Поэтому примеров уменьшения стоимости оказывается крайне мало – студия исходит из того, что заказчик должен заплатить не меньше оговорённого изначально, независимо от реальной себестоимости веб-разработки. А лучше – если больше.

С другой стороны, поскольку цена одной и той же услуги может, в зависимости от исполнителя, отличаться в десять и более раз, приходится признать, что имеющиеся у заказчика деньги являются сегодня практически единственной более-менее твёрдой отправной точкой для оценки проекта. Можно сказать, что обобщённая формула расчёта бюджета веб-разработки выглядит так: « — Сколько стоит разработка? — А сколько у вас есть?»

Чем выше запланированный бюджет — тем больше итоговые расходы

Данные, разделённые по ценовым сегментам, добавляют в нашу картину интересный нюанс. В рамках нашего исследования мы выделяем три основных ценовых диапазона:

  • заказчики, затратившие на создание сайта до 100 тысяч рублей;
  • заказчики сайтов стоимостью от 100 до 300 тысяч рублей;
  • заказчики с бюджетом свыше 300 тысяч рублей.

Если для первых двух диапазонов картина в целом соответствует общей (бюджет совпал, либо оказался несколько больше запланированного), то сегмент «свыше 300 тысяч рублей» даёт картину прямо обратную.

Во-первых, никто из таких заказчиков не выбрал крайние пункты – «существенно меньше», либо «существенно больше».

А во-вторых, пункт «несколько больше» выбрало вдвое больше опрошенных, чем пункт «бюджет совпал» (60% против 30%).

Получается любопытная логика – чем больший бюджет запланирован на проект, тем больше шансов на то, что его чуть-чуть не хватит:)

Нам представляется, что такая картина напрямую вытекает из самой специфики дорогих проектов.

Во-первых, для больших бюджетов цена имеет более широкие психологические границы: если сайт за 70 тысяч рублей могут заказать «с последних денег», то компания, начинающая проект за 700 тысяч, явно имеет значительный запас средств. Поэтому у веб-студии появляется больше возможностей увеличить бюджет.

Второй существенный момент – дорогие проекты часто бывают и более сложными, они могут содержать какие-то элементы, которые сложно точно оценить заранее. В итоге фактическая цена может увеличиваться и по вполне объективным причинам.

Основные выводы исследования

  • Отправной точкой в определении стоимости разработки является не столько сложность задачи, сколько бюджет, имеющийся у заказчика.
  • При работе «от бюджета» невелики шансы, что будет потрачено существенно больше или существенно меньше, чем запланировано.
  • В то же время, чем больше сумма, выделяемая на веб-разработку, тем выше вероятность, что фактические расходы окажутся ещё более значительными.
Информация об исследовании

Исследование проведено проектом «Рейтинг Рунета» в начале 2012 года. В опросе участвовали более 100 компаний, которые заказывали создание интернет-сайтов в 2011 году. Регион сбора данных — Москва.



1
1186
test
+255
ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :

Введите символы на картинке
Комментарии
0
Гость ( IP: 79.*.*.6 ) 12.04.2012 13:09
Правильно.
Интернет-маркетинг и Интернет-реклама победят.

"Enov Marketing" (TM). "Энов Маркетинг" (ТМ).