Вплоть до октября 2008 года доходы граждан России находились на достаточно высоком уровне: ежегодно увеличивались как начисленные зарплаты, так и пенсии (в среднем на 15–18%), внутренний валовой продукт рос как в целом, так и в пересчете на душу населения. Соответственно доходам росли и расходы россиян: в период с 2000 по 2007 год включительно последний показатель не опускался ниже 23% и к концу прошлого года остановился на отметке 11 422 рубля (в среднем за один месяц). Тенденции более чем оптимистичные. Вместе с тем в условиях крепнущего мирового финансового кризиса можно сделать предположение, что в дальнейшем темпы прироста расходов будут значительно скромнее. Однако полностью отказаться от привычной структуры расходов жители России все же не смогут.
По итогам 2007 года структура расходов россиян выглядела следующим образом: подавляющая доля приходилась на непродовольственные товары (одежда/обувь, бытовая техника, автомобили, недвижимость и прочее). Примерно равное с ними в процентном выражении место занимали продукты питания и алкогольные напитки в совокупности. 24% всех расходов жителей России приходилось на оплату различных услуг, в том числе ЖКХ. И лишь 3% составляли затраты на питание вне дома.
В октябре 2008 года маркетинговое агентство Symbol-Marketing (подразделение Symbol Communication Group), изучая рынок услуг, оказываемых предприятиями общественного питания, провело исследование структуры расходов жителей России и Москвы на питание вне дома. Целью данного исследования стал анализ тенденций этого рынка. В ходе исследования были выделены форматы предприятий, где россияне и москвичи тратят больше средств, описана структура рынка предприятий общественного питания по доле расходов, установлены ежегодные траты экономически активного населения на питание вне дома, а также обнаружено, что посещаемость точек общепита зависит от времени года.
Так, были выявлены сезонные колебания посещаемости, а соответственно и расходов жителей России в кафе, буфетах, барах и ресторанах. Наибольшей востребованностью данные заведения общественного питания пользовались в III квартале (июль – сентябрь). Причем за указанный период времени расходы россиян в названных точках составили почти 62% от годовых затрат на питание вне дома. Такой рост посещений кафе-ресторанов перекликался со спадом посещений предприятий общественного питания другого формата – столовых. За III квартал прошлого года жители России потратили в столовых менее всего средств, в то время как в октябре – декабре был зафиксирован максимум посещаемости этих заведений общественного питания.
«Советские» столовые пока более доступны россиянам
24.11.2008
Ежегодно среднестатистический россиянин тратит около 2350 рублей на питание вне дома. Эта сумма ничтожно мала по сравнению с расходами жителей Германии, Франции и США, где аналогичные затраты в пересчете на российскую валюту составляют 10 900, 22 100 и 33 800 рублей соответственно.