Вход | Регистрация
ГлавнаяАналитические материалы по маркетингу, рекламе и PR ... Маркетинговые исследованияРоссия → Обзор: ФИТНЕС-ЦЕНТРЫ г. Челябинск

Обзор: ФИТНЕС-ЦЕНТРЫ г. Челябинск

16.02.2009 | Россия | Фитнес |
В 2008 г. в Челябинске появилось несколько новых фитнес-центров, однако существенно на расклад сил это не повлияло: рынок по-прежнему оценивается участниками как слабонасыщенный. Игроки расширяют спектр программ, стремясь выжать максимум дохода из имеющихся в наличии помещений.

эксперты
Ирина Игнатова
директор спортивного клуба «СитиФит»
Елена Кузьмина
руководитель фитнес-клуба «Фитнес-Park»
Евгения Лоренц
директор фитнес-клуба I`M Style
Ольга Прокопьева
директор спортивно-оздоровительного комплекса «Мегаспорт»
Владимир Чадков
директор спортивно-оздоровительного центра Fit-zone

cколько
челябинцев регулярно занимается фитнесом
почему
в городе до сих пор нет мировых фитнес-брендов
как
клубы повышают рентабельность
Запоследний год челябинский рынок фитнеса не претерпел существенных изменений; игроков заставил встряхнуться лишь финансовый кризис, повлиявший на количество клиентов. Рынок по-прежнему слабо развит: по различным оценкам, лишь 1,5-3% горожан регулярно посещают клубы. «Челябинск – сложный город для работы во многих отраслях, и фитнес здесь не исключение, - говорит ОЛЬГА ПРОКОПЬЕВА, директор спортивно-оздоровительного комплекса «Мегаспорт», - даже с учетом мелких студий, расположенных в подвалах жилых домов, так называемых «качалок», общее число челябинцев, постоянно занимающихся спортом, не превышает 9-10 тыс. человек. Это очень мало для миллионного города».

Рынок фитнеса сохраняет высокий потенциал
Согласно подсчетам ЭКЦ «Инвест-Проект», в Москве количество людей, купивших в 2008 г. абонементы и клубные карты, составило около 6% от всего населения. В соседнем Екатеринбурге фитнес-индустрия показывает сравнимые результаты. Такой разрыв с Челябинском эксперты объясняют как макроэкономическими причинами, так и особенностями южноуральской социальной политики. «В Екатеринбурге идет активная пропаганда спорта со стороны администрации: в частности, активно строятся спортивные объекты за счет бюджета города. Это является отличной рекламой здорового образа жизни», - констатирует ЕЛЕНА КУЗЬМИНА, руководитель фитнес-клуба «Фитнес-Park».

Однако и без государственной поддержки на местном рынке фитнеса в 2008 г. начались положительные сдвиги. «Силами Федерации аэробики Челябинской области мы подсчитали количество спортсменов, занимающихся фитнес-аэробикой, за последние два года и пришли к выводу, что в 2008 г. оно увеличилось на 20% по отношению к уровню 2007 г. Также за этот период мы отметили 12%-й рост числа слушателей курсов по обучению инструкторов по фитнесу», - рассказывает ИРИНА ИГНАТОВА, директор спортивного клуба «СитиФит».

По оценкам участников, объем челябинского рынка фитнеса в 2008 г. составил порядка 280 млн руб. «По данным РБК, общий ежегодный прирост фитнес-индустрии в России держится на уровне 30%. Наш локальный рынок прибавляет не более чем на 10% в год», - говорит ЕВГЕНИЯ ЛОРЕНЦ, директор фитнес-клуба I`M Style.

В 2008 г. в Челябинске открылось несколько новых клубов, в числе которых «Фитнес-Park» (в ВРК «Атлантида-SPA»), «Мегаспорт», «СитиФит» и некоторые другие. Рынок еще далек от насыщения: как отмечают игроки, клиентов пока хватает всем.

Дорогой сегмент развит слабо
Точное количество фитнес-студий, работающих сегодня в Челябинске, подсчитать невозможно из-за существенного серого сегмента – небольших заведений, которые нигде не рекламируются и обслуживают лишь жителей прилегающего к ним микрорайона. Более-менее заметных клубов в городе порядка 40-50, из них к крупным игрокам эксперты относят около десятка.

В нижнем ценовом сегменте конкуренцию специализированным фитнес-центрам составляют тренажерные залы при ДЮСШ и общеобразовательных школах. Их в городе также около 40. Особенность этих участников рынка – практически полное отсутствие дополнительных услуг. Стоимость годового абонемента в нижнем сегменте не превышает 12 тыс. руб. Примеры таких фитнес-клубов эконом-класса — Fit-zone и Discovery. К этому же сегменту эксперты относят спорткомплекс ЮУрГУ.

Подавляющее число челябинских клубов работает в среднем ценовом сегменте, где цена одной тренировки варьируется от 200 до 250 руб. Этот сегмент в последние годы лидирует в приросте числа клиентов, и вслед за спросом растет и предложение. Конкурентная обстановка здесь самая насыщенная. В среднем сегменте работают фитнес-клубы I`M Style, Technogym, Chocolad, «Мегаспорт» и др.

Фитнес-центрами премиум-класса в Челябинске могут считаться лишь 3-4 клуба: оздоровительный комплекс «Березка», «Фитнес-Park», «Планета Ариант», «Сафари». До последнего времени немногие игроки решались работать в высшем сегменте из-за недостаточного числа потенциальных клиентов (клубная карта на год здесь стоит более $1 тыс.). «Рынок фитнес-услуг в Челябинске очень интересный: даже клиенты с деньгами здесь выбирают экономичные клубы. Поэтому и ставку лучше делать на массовость», - считает Ольга Прокопьева. «Многих наших посетителей можно в полном смысле слова отнести к классу премиум, это обеспеченные люди, для которых фитнес является образом жизни, - парирует Елена Кузьмина, - наш клуб, как и некоторые другие, открывшиеся в последнее время, ориентируются на ценовой сегмент средний и выше среднего, потому что только в нем гарантирована стабильная платежеспособность».

Низкая пока востребованность дорогих клубов – одна из причин того, почему в Челябинске до сих пор отсутствуют федеральные и мировые фитнес-бренды. Несмотря на прогнозы, после закрытия World Gym, в город не пришло ни одного сетевого игрока. Евгения Лоренц отмечает еще одну, не менее важную, причину: «В ближайшие 1-2 года на рынке вряд ли появятся федеральные операторы, такие как World Class, X Fit, «Планета Фитнес» или «Сити-фитнес», потому что ни одна грамотная компания не станет вкладывать деньги в отрасль, где существует кадровый голод». Открытие клуба по франшизе тоже пока вряд ли возможно – у местных партнеров нет денег, чтобы платить за имя (ежемесячный взнос составляет более 500 тыс. руб.)

Игроки расширяют спектр услуг
Существенно тормозит развитие рынка фитнеса нехватка помещений, пригодных для открытия клубов. Невысокая рентабельность бизнеса (в среднем 10%) в большинстве случаев не позволяет владельцам арендовать площади в наиболее выгодных местах. Арендная плата, по словам экспертов, «съедает» до 30% прибыли фитнес-клуба, инвестировать же в покупку недвижимости тоже опасно – окупаемость проекта может доходить до 10 лет.

Поэтому игроки стараются выжать максимум из имеющихся помещений. «Любой клуб выживает на многообразии программ. Даже если у тебя есть всего 50 кв.м, их можно использовать так, чтобы они приносили отдачу, были загружены с утра до вечера – от йоги и степа до персональных занятий», - говорит Ольга Прокопьева. По словам Ирины Игнатовой, наиболее актуально сегодня развивать несколько направлений: «Большой интерес у клиентов наблюдается к танцевальным занятиям, программам «Здоровое тело», а также детскому фитнесу и спорту в целом». К примеру, «Мегаспорт» работу с детьми сделал своим коньком. «Мы изначально стремились к тому, чтобы сделать семейный клуб. У нас много секций для детей – от танцев и художественной гимнастики до футбола и плавания. Дети приходят заниматься и, как следствие, за ними приходят и их родители», - говорит Ольга Прокопьева.

Основную часть прибыли фитнес-центрам по-прежнему приносят спортивные занятия (60%), но игроки все чаще вводят в свой прейскурант и дополнительные услуги, такие как солярий, кабинет ногтевого сервиса, фитнес-бар. По словам экспертов, на них рентабельность может доходить до 30-40%. «Сегодня на первый план выходит комплексность обслуживания наряду с качеством. К примеру, у нас фитнес-клуб дополняет бассейн, SPA-комплекс, зона бань, салон красоты, прачечная и автомойка. Для гостей города есть мини-отель. Я думаю, это является преимуществом в конкурентной борьбе», - рассказывает Елена Кузьмина.

Подавляющее большинство фитнес-центров сегодня инвестируют в повышение качества инфраструктуры – закупают новейшие программы и оборудование, проводит модернизацию помещений. При этом уровень затрат в различных видах фитнеса различается кардинально. По словам г-жи Кузьминой, если для оснащения зала групповых программ часто требуется лишь хорошее напольное покрытие и зеркала, то в покупку тренажеров для среднего по размерам зала придется вложить не менее 5 млн руб. (из расчета 30-40 тренажеров на 200 кв. м). ВЛАДИМИР ЧАДКОВ, директор спортивно-оздоровительного центра Fit-zone, считает такие траты рискованными: «Большое внимание уделяется вещам, прилагающимся непосредственно к фитнесу (отделка помещений, новейшее дорогостоящее оборудование, допуслуги), но не профессионализму инструкторов. На рынке как не было, так и практически нет знающих и умеющих людей с желанием работать». Кадровую проблему игрокам приходится решать своими силами: обучение будущих тренеров часто проходит внутри компаний. Так, клуб I`M Style содержит собственную школу инструкторов. «Ежегодно мы проводим кастинги, и лучшие из лучших проходят обучение в нашей компании. Это позволяет нам иметь сильнейшую команду, которая является конкурентным преимуществом на рынке», - заявляет Евгения Лоренц.

Фитнес-центры не боятся кризиса
По оценке аналитиков ЭКЦ «Инвест-Проект», фитнес, который по уровню потребления относится ко второй группе приоритетности, не слишком пострадает от кризиса; радикального сокращения доли затрат населения на спортивные занятия не предвидится. Эксперты считают, что весной на рынке произойдет традиционный сезонный всплеск. «Работать, конечно, стало несколько сложнее, но весной женщины отдадут последнее для того, чтобы хорошо выглядеть», - оптимистично смотрит в будущее Ольга Прокопьева. Однако это не значит, что у челябинских клубов нет проблем: вследствие кризиса может произойти серьезное перераспределение клиентов в пользу более дешевых студий. «Я думаю, новым клубам будет очень сложно существовать. Планку качества сервиса они подняли очень высоко, но как ее поддерживать? Посетителей стало меньше, а цены наращивать уже нельзя», - сомневается Владимир Чадков.

Повсеместное снижение цен уже заметно на местном рынке. Но, как считают эксперты, вряд ли одна эта мера может быть выходом из положения. «Простое снижение цен и предоставление скидок – явление временное. Куда более важна работа по удержанию клиента на максимально продолжительный период времени, и многое зависит от креативности, инновационного подхода и эмоций», - говорит Евгения Лоренц. Участники рынка считают, что сегодня можно попытаться сыграть на предложении клиентам «антикризисных» программ. «Возможно, будут востребованы новые направления: например, релаксирующие упражнения, позволяющие снимать стресс и восстанавливать душевное равновесие», - размышляет Елена Кузьмина.

В ближайшем будущем, считают эксперты, вряд ли можно ожидать прихода на челябинский рынок новых игроков. Открываться в центре города для начинающих компаний слишком дорого, Северо-Запад, бывший некоторое время назад интересным районом для фитнес-клуба, сегодня практически полностью заполнен. В других районах спрос так и остался на прежнем уровне. Возможен уход с рынка некоторых небольших игроков, которые не смогут найти свою уникальную нишу в усложняющихся условиях работы.

Топ-лист:ФИТНЕС-ЦЕНТРЫ http://dkvartal74.ru/magazines/dk-chel/2009/n02/top-listfitnes-centry

Автор: Маргарита Запевалова, журнал "Деловой квартал"

Комментарии

Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :

Введите символы на картинке

Контекстная реклама


Рубрики


Календарь

«
Декабрь 2016 г.
»
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Темы


Полезные ссылки

Интервью

Harbour.Space Barcelona доверил разработку бренда дизайнерам из российской глубинки
29.11.2016 | Брендинг | Директора
Интервью с креативным директором агентства «I am» Андреем Брохман.
Logitech: ребрендинг как переосмысление
02.09.2015 | Брендинг | Директора
Интервью с генеральным директором Logitechв России Романом Мониным.
Сегодня квесты взрывают рынок развлечений
17.07.2015 | Интернет | Директора
Интервью с Артемом Лузгиным, основателем и сценаристом региональной сети escape-квестов «Изоляци

Обсуждения: Новые комментарии

ЕкатеринаДизайн новогодней открытки ...
Здравствуйте, готова выполнить макет. Какой бюджет? Сайт:http://esd.graphics/ ...
ГостьThor Group ...
Олежка Батраченко обычный жулик. Обманул людей и живет на их деньги спокойно. Его номер телефона +79687567575. Живет на Рублевке ...
Максим ШульгинАвиакомпания "Аэрофлот" шокирова ...
Спасибо! Не вычитали исходный текст http://avia.pro/news/aviakompaniya-aeroflot-shokirovala-klientov-reklamoy-s-krematoriem Испр ...
ГостьХотите, чтобы ваши дети были спо ...
Отличные результаты! ...
ГостьХотите, чтобы ваши дети были спо ...
Пока есть такие, как вы, есть надежда. ...