Обзор: Фитнес-центры г. Екатеринбург


Спрос на рынке фитнеса по-прежнему превышает предложение, что позволяет операторам не снижать стоимость услуг и не делать ставку на работу с ценообразованием. Компании больше работают над эмоциональной привязанностью клиентов.

эксперты
Олеся Белоусова
соучредитель центра фитнеса и красоты «Арт-Джем»
Татьяна Гущина
главный специалист Комитета по бытовому обслуживанию населения администрации г. Екатеринбурга
Дмитрий Корнюхин
генеральный директор УК «Профит» (управляет центрами World Gym и Powerhouse Gym)
Роман Симачевский
руководитель проекта Fitnesburg.ru
Анастасия Юсина
генеральный директор «Страта Партнерс» (управляет сетями Orange Fitness и CityFitness)

какие
фитнес-центры откроются в текущем году
насколько
цены екатеринбургских фитнес-центров выше столичных
зачем
операторы рынка создают клубную атмосферу

Извсего населения Екатеринбурга постоянно занимаются фитнесом менее 1% (для сравнения: в Москве — 3%). Этот показатель меняется медленно: спрос растет по мере появления и продвижения на рынке новых фитнес-центров, а их открытие в Екатеринбурге носит, скорее, единичный характер. В 2008 г. появились второй Powerhouse Gym (в БЦ «Палладиум»), «Маракана» (на ул. Московская), второй «Позитив» (на ул. Малышева), «Пионер» (на ул. Уральская) и «СпортХаус» (на ул. Техническая). Но несколько и закрылись, среди них клуб «Разумное решение» и фитнес-зал в гостинице «Сверд­ловск», отметил РОМАН СИМАЧЕВСКИЙ, руководитель проекта Fitnesburg.ru. Всего, по данным Комитета по бытовому обслуживанию населения (КОБОН) администрации г. Екатеринбурга, на конец 2008 г. в городе работали 38 фитнес-клубов и фитнес-центров(1), 28 тренажерных и 34 аэробных зала. «Хотя официальную статистику дополняют еще несколько десятков полулегальных объектов (часто «качалок»), предложения на рынке по-преж­нему недостаточно — он заполнен на уровне 30-40%», — уверен Дмитрий Корнюхин, генеральный директор УК «Профит» (управляет центрами World Gym и Powerhouse Gym).

На рынке фитнеса теперь есть выбор помещений и специалистов

Рынок фитнес-услуг начал формироваться лет пять назад, и все это время отсутствие подходящей недвижимости и нехватка кадров тормозили его развитие.

Предприятия фитнес-индустрии традиционно проигрывали борьбу за хорошие помещения представителям розницы. «Фитнес-центры занимают большие площади, приемлемая арендная ставка для них находится в диапазоне 500-700 руб. за кв. м», — поясняет г-н Корнюхин. «Владельцы помещений не обращали внимания на наши аргументы, что мы хоть и платим меньше, зато заключаем договор на много лет, а розница может съехать в любой момент. Но в результате так и получилось: с наступлением кризиса многие арендаторы в один день упаковали чемоданы — и помещения остались пустыми», — констатирует АНАСТАСИЯ ЮСИНА, генеральный директор «Страта Партнерс» (управляет сетями Orange Fitness и CityFitness). Зато теперь собственники помещений относятся к фитнес-центрам с интересом: эксперты рассказывают, что в последнее время ведут намного больше переговоров, чем раньше.

Практически решилась и проблема нехватки квалифицированного персонала, о которой операторы говорили в предыдущие годы. Появились свободные специалисты, к тому же дали результаты собственные усилия участников рынка: ряд компаний стали самостоятельно выращивать кадры, одновременно зарабатывая на обучении. В Екатеринбурге четыре таких образовательных центра. Например, на базе «Арт-Джема» официально открылся в прошлом году Уральский учебно-курсовой Центр аэробики и фитнеса, есть обучающий центр в СЦ «Верх-Исетский».

Впрочем, не факт, что ситуация сможет кардинально измениться в ближайшее время. Объектов, подходящих по формату, все равно единицы. «В идеале фитнес-центр нужно планировать до начала строительства, а сейчас все проекты и стройки заморожены», — поясняет Дмитрий Корнюхин. Поэтому однозначно будут завершаться уже начатые проекты. Среди них — фитнес-клуб «Адмиральский», расположенный в одноименном жилом комплексе, два фитнес-центра компании «ТЭН» (в ТРЦ «Седьмое небо» и на пересечении ул. Фурманова — Сурикова), а также клуб московской сети «Империя фитнеса». Запланирован третий Powerhouse Gym. Компании, несколько лет работающие на рынке, модернизируют свои объекты. В текущем году должен открыться новый wellness-центр во второй очереди Атриум Палас Отеля, и wellness-центр ЗАО «Форум-групп».

Всего на 2009-2010 гг. в городе запланировали запуск минимум одиннадцати фитнес-центров и клубов, рассказывает ТАТЬЯНА ГУЩИНА, главный специалист Комитета по бытовому обслуживанию населения администрации г. Екатеринбурга.

Фитнес-центры превращаются в «супермаркеты»

Нерешенный в предыдущие годы вопрос подбора недвижимости привел к тому, что на рынке почти не развивается сетевой формат. 80% организаций представлены в единичном экземпляре, отмечает г-жа Юсина. Пока владельцы предпочитают развивать свой единственный объект. К тренажерному и аэробному залам добавляют сауны, солярий, бар со спортивным питанием, услуги коррекции фигуры и косметологии, часто создают полноценный салон красоты при центре. «Также открывают массажные и медицинские кабинеты, один фитнес-центр даже предоставляет стоматологические услуги. Если нет собственного бассейна, в единичных случаях договариваются с другими бассейнами об аренде дорожек для своих клиентов», — уточняет г-н Симачевский.

Впрочем, постоянно внедрять новые услуги владельцев толкают и личные амбиции (желание сделать лучший центр), а также стремление удержать посетителей. «Если человек сможет купить любую услугу в одном фитнес-центре, не возникнет необходимости обращаться в другое место», — поясняет ОЛЕСЯ БЕЛОУСОВА, соучредитель центра фитнеса и красоты «Арт-Джем». К тому же уменьшается вероятность отказа от занятий. Лень клиентов — одна из проблем рынка. «Занятия только в тренажерном зале сильно выматывают, нужно, чтобы была возможность в любой момент переключиться на другой вид физической активности», — делится опытом г-н Корнюхин. Поэтому, чтобы клиенты не бросали фитнес, компании постоянно экспериментируют с новыми аэробными программами и услугами, правда, приживаются не все, например, так и не получил развития слайдинг(2). Широкий ассортимент предоставляет и дополнительные маркетинговые возможности. «Например, если клиент выкупает услуги в салоне красоты на конкретную сумму, ему можно подарить тренировки, и наоборот», — уточняет г-жа Белоусова.

Оказывая похожий спектр услуг, участ­ники рынка работают над эмоциональной привязанностью клиентов и все больше уделяют внимания созданию клубной атмосферы. Организуют для посетителей корпоративные вечера и выезды на природу, проводят внутренние соревнования и конкурсы. В частности, World Gym устраивает ежегодный конкурс «Скульптор тела» (за три месяца клиенты должны достичь максимального результата) и танцевальные соревнования. Организуют подобные мероприятия в «Данс-Холле», «Арт-Джеме», «Эдеме» и др. Дмитрий Корнюхин считает, что екатеринбургские участники рынка в дальнейшем будут проводить уже межклубные соревнования.

Компании занялись работой над издержками

Операторы рынка ожидают, что пост­новогодний спад прибыли в этом году будет намного заметнее, чем раньше. «В тренажерном зале не было оттока клиентов, даже наоборот, из VIP-клубов перешло около 10%. Но люди на 30-40% сократили покупку индивидуальных тренировок, а это существенно для бюджета клуба», — говорит Олеся Белоусова. Некоторые клубы потеряли корпоративных клиентов (среди них банки, крупные холдинги и т. п.). «У других обострились отношения с арендодателями, которые в одностороннем порядке подняли цены. А ведь фитнес-центру сложно переехать в другое помещение, так как существенную долю затрат составляет проведение коммуникаций — вентиляции и водоснабжения», — добавляет Роман Симачевский.

Цены на фитнес-услуги в Екатеринбурге по-прежнему завышенные (для сравнения: в Москве занятия в аналогичных клубах в полтора-два раза дешевле), и снижать их для привлечения новых клиентов многие заведения не будут. Возможно, прайсы даже поднимутся. Анастасия Юсина: «Например, мы в конце прошлого года проиндексировали цены с учетом инфляции». Зато фитнес-центры планируют варьировать способы оплаты, вводить системы рассрочек платежей, прогнозирует г-н Симачевский.

Прибыль будут повышать, сокращая издержки. Помимо традиционного для других рынков снижения рекламной активности и оптимизации штата фитнес-операторы стали часто задумываться о мелочах. Скажем, если убрать бесплатные кулеры с водой из зала, получается экономия несколько сотен тысяч рублей в год. «Можно заблокировать восьмерку, чтобы сотрудники не звонили по межгороду, и не проводить дорогих корпоративных праздников — вариантов, на чем сэкономить, достаточно, ведь многим раньше руководители не озадачивались», — рассказывает г-жа Юсина. Но в целом участники рынка надеются, что традиционный весенний всплеск сам исправит зимнее затишье.

(1) У фитнес-клуба обычно есть система клубных карт и цель объединить людей общим интересом, в то время как фитнес-центр допускает продажу абонементов.
(2)Slide — один из видов силовой тренировки, использующий латеральные движения. Применяется специальная скользящая поверхность с двумя ограничителями и особые носки для скольжения по слайду. На слайде используются движения из различных видов спорта, таких как баскетбол, конькобежный и лыжный спорт.

Топ-лист: Фитнес-центры н. Екатеринбург http://dkvartal.ru/magazines/dk-ekb/2009/n02/top-list_fitnes-centry

Автор: Марина Промышленникова, журнал "Деловой квартал"

6809
ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :