Продуктовая розница и рынок труда - до и после кризиса


Крупные сетевые ритейлеры пересматривают стратегии развития с учетом новых возможностей, которые несет в себе рынок: снижают цены, увеличивают доли private label в продуктовом портфеле, продолжают региональную экспансию, и, как следствие, открывают новые вакансии.

Срез информации на стыке HR и маркетинга позволяет многосторонне оценить ситуацию: с точки зрения рыночных процессов, работодателей и кандидатов.

Обзор выпущен ведущими экспертами в соответствующих отраслях, лидером в области on-line рекрутмента, компанией HeadHunter, и компанией «Экспресс-Обзор», специализирующейся на исследовании рынков.

Задачи, которые поможет решить исследование:

- Планирование уровня ЗП, формализация условий работы, должностных обязанностей и требований при открытии вакансий по наиболее востребованным позициям в продуктовом ритейле,
- Определение соответствия ЗП и функционала сотрудников (топ-менеджеры, менеджеры среднего звена и рядовые сотрудники) среднерыночному уровню по Москве или России в целом,
- Соотношение требований компании, предъявляемых к кандидату и профилей кандидатов по наиболее актуальным позициям (пол, возраст, уровень образования, опыт работы, зарплатные ожидания) по России и Москве,
- Анализ ЗП, функционала, условий и требований по наиболее актуальным вакансиям до и после кризиса в продуктовом ритейле,
- Анализ антикризисной HR политики компаний в сфере продуктового ритейла и прогноз развития ситуации,
- Оценка конкурентной позиции компании – продуктового ритейлера в сфере управления персоналом (по отношению к среднерыночному уровню по России и Москве),
- Анализ и прогнозирование процессов, происходящих на рынке продуктового ритейла и выявление стратегий лидеров – наиболее успешных компаний.

Краткая аннотация:

На рынке продуктовой розницы влияние кризиса заметно в меньшей степени по сравнению с другими отраслями. Продукты питания относятся к категории товаров первой необходимости, снижение спроса на этом рынке возможно лишь до определенных пороговых значений. Крупные сетевые ритейлеры пересматривают стратегии развития с учетом новых возможностей, которые несет в себе рынок: снижают цены, увеличивают доли private label в продуктовом портфеле, продолжают региональную экспансию, и, как следствие, открывают новые вакансии. С другой стороны, уровень безработицы в России продолжает расти, а заработная плата – сокращаться. Предпосылкой для проведения исследования послужила гипотеза о том, что растущая конкуренция кандидатов позволяет игрокам нанимать более квалифицированных и, одновременно, более дешевых сотрудников.

Оценка спроса (условий работодателей) и предложения (резюме кандидатов) на рынке продуктового ритейла была проведена по трем функциональным звеньям: рядовые сотрудники, среднее звено и управляющие магазинами. По каждому звену были выделены наиболее популярные вакансии, ставшие контрольными для оценки влияния кризиса: управляющий магазином/супермаркетом/гипермаркетом, категорийный менеджер/менеджер по закупкам, продавец-кассир.

Несмотря на смену рынка «кандидата» на рынок «работодателя» требования и условия ритейлеров к персоналу в сегменте среднего и верхнего звена не изменились, а на рядовые вакансии, такие как продавцы и кассиры, ритейлеры ищут более образованных сотрудников.

Некоторые интересные моменты исследования:

Одной из наиболее актуальных вакансий является вакансия продавец-кассир, после кризиса ритейлеры рассчитывают получить более образованных сотрудников на эту позицию. Среди требований можно встретить умение работать с офисными программами, что раньше было менее распространено. Более того, ритейлеры стали активнее использовать такой канал коммуникации, как интернет (количество вакансий продавца и кассира, открытых в апреле 2009 года, превышает аналогичный показатель за 2008 год).

Позиция «директор магазина» трансформируется в «администратора магазина». Соответственно снизился уровень заработных плат. Более того, директор магазина/гипермаркета до кризиса выполнял преимущественно управленческие функции, а также занимался оптимизацией деятельности. Теперь обязанности директора сместились в сторону административно-исполнительских функций.

В крупнейших компаниях работа менеджера по закупкам сместилась в сторону контроля расчетов с поставщиками (в том числе, отслеживание дебиторской задолженности) и контроля цен. Интересно отметить, что часть функций докризисного менеджера по закупкам в некоторых компаниях перешла на категорийного менеджера, его функционал немного расширился за счет таких дополнительных функций как работа с браком и возвратом, а также заказ товара. Основные обязанности категорийного менеджера в компаниях-лидерах продуктового ритейла не изменились.

Кому должно быть интересно исследование:

- HR-менеджерам компаний в сферах: Ритейл и FMCG,
- Линейным менеджерам продуктовых компаний, набирающим сотрудников в свое подразделение или проводящим аттестацию,
- Линейным и HR-менеджерам компаний, выходящих на рынок продуктового ритейла,
- Менеджерам по маркетингу, аналитикам компаний при изучении рынка продуктового ритейла, маркетинговым, консалтинговым и кадровым агентствам, в частности специализирующимся на услугах в сфере Ритейл.

В исследовании рассмотрены:

- Основные тенденции, возможности и угрозы развития продуктовой розницы в новой экономической ситуации.
- Планы крупнейших продуктовых ритейлеров на 2009 год
- Потребность крупнейших ритейлеров в персонале до и после кризиса (анализ вакансий, наиболее актуальных на рынке ритейла). Вакансии: продавец-кассир, категорийный менеджер/ менеджер по закупкам, управляющий магазином (Москва и Россия).
- Уровень заработных плат, требования, предъявляемые к опыту и функционалу сотрудников в разрезе должностей и регионов (Москва/Россия/регионы), а также различия в функционале, требованиях и условиях по трем группам заработных плат: до первого квартиля, средней ЗП и зарплате, превышающей третий квартиль
- Анализ аудитории соискателей в продуктовом ритейле – ожидания соискателей к ЗП, портреты соискателей в разрезе должностей и регионов (Москва/Россия)
- Соответствие спроса и предложения по количеству резюме/вакансий, ожидаемым и предлагаемым заработным платам в разрезе должностей и регионов (Москва/Россия).

Более подробная информация на сайте www.e-o.ru или по телефонам 8(495)921-4331, 799-1886.

ДОБАВИТЬ комментарий
AUTH_STATUS_LOGIN