83,2% жителей Смоленской области испытали на себе влияние экономического кризиса


В конце июня-первой половине июля 2009 г. Центр маркетинговых и социологических исследований «Новаленсо» (ММЦ «Смоленск») провел социологическое исследование, посвященное изучению отношения населения Смоленской области к экономическому кризису.

Объем выборки – 500 человек. Квотная выборка репрезентирует население области по полу и территориальному признаку. Метод сбора информации - полуформализованное интервью. География исследования – г. Смоленск, районы Смоленской области (Духовщинский, Кардымовский, Руднянский, Хиславический, Ярцевский), включая районные центры и сельскую местность.

Как показали результаты исследования, большинство жителей Смоленской области испытали на себе влияние экономического кризиса. В целом 83,2% опрошенных заявили о том, что их в той или иной степени затронул экономический кризис. Среди них 46,4% ответили, что экономический кризис затронул их незначительно, 28,8% - ощутили значительное влияние кризиса, а 8,0% признали влияние кризиса, но затруднились определить степень этого влияния. Лишь 13,8% отметили, что экономический кризис их не коснулся, а 3,0% затруднились дать какой-либо определенный ответ.

Хотя более четверти респондентов (27,2%) затруднились оценить продолжительность кризиса, довольно значительное число жителей области настроено оптимистично в своих оценках продолжительности экономического кризиса. Более 40% опрошенных полагают, что длительность кризиса не превысит трех лет: 31,8% опрошенных считают, что кризис продлится 2-3 года, 9,8% - 1 год. В то же время чуть более четверти опрошенных (26,8%) склонны считать, что длительность кризиса составит более 3-х лет. Лишь 4,4% жителей области заявили, что кризис будет продолжатся от 8 до 10 лет.

Одним из последствий экономического кризиса является инфляция. Поэтому респондентам был задан вопрос о росте цен на основные продукты питания, товары и услуги. Как показал проведенный опрос, большинство опрошенных (91,8%) заметили тенденцию роста цен, но интенсивность этого роста оценивалась жителями области по-разному. 34,6% считают, что цены выросли очень сильно, 38,4% - умеренно, 13,0% - незначительно. 5,8% не смогли определить, в какой степени выросли цены на продукты питания, товары и услуги, и лишь 2,4% отметили, что никакого роста цен нет.

В условиях инфляции и снижения уровня жизни естественным компонентом потребительского поведения становится экономия финансовых ресурсов. Почти четверть опрошенных (24,6%) вынуждена экономить на всем. Однако 18,6% заявили, что вообще не стали экономить. Большинство жителей области (20,6%), в первую очередь, отказались от развлечений и отдыха. 15,4% стали экономить на продуктах питания, 9,4% - на косметике, 7,0% - на лекарствах, 5,4% - на бензине, 4,6% - на коммунальных услугах.

Результаты исследования продемонстрировали, что наиболее уязвимыми группами населения области в условиях экономического кризиса являются женщины, лица старшего возраста и не имеющие высшего образования. Эти группы находятся в менее выгодном положении на рынке труда и соответственно в худшем финансовом положении и в условиях стабильного развития экономики. Экономический кризис лишь обострил их положение и сделал его более заметным и ощутимым.

2772
dmy71
dmy71
+23
ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :

Введите символы на картинке