Осенний Индекс потребительских настроений омичей


По мнению некоторых аналитиков, осень принесет нам вторую волну кризиса. В такой ситуации поведение потребителей особенно трудно поддается прогнозированию. О том, что намерены делать омичи этой осенью – активно тратить или тщательно экономить – можно узнать из второй волны исследования потребительских настроений омичей, проведенного компанией «Делфи» в августе 2009 года.

Осенний Индекс потребительских настроений омичей
Как известно, поведение потребителей во многом зависит от оценки своего материального положения, от оценки экономической ситуации в стране в настоящем и ее развития в будущем.

Измерить субъективные настроения потребителей позволяет Индекс потребительских настроений (ИПН). Аккумулируя индивидуальные мнения потребителей, которые не влияют друг на друга, ИПН является независимым показателем, позволяющим отслеживать динамику развития экономики региона и России. Отдельный потребитель оценивает ситуацию в экономике на основе собственной, как правило, случайной информации. Он может серьезно ошибаться, но объединяя индивидуальные оценки потребителей, можно предсказать развитие экономической ситуации в краткосрочной перспективе. Когда ИПН равен 200 (это максимальное значение), то это означает, что все население положительно оценивает экономическую ситуацию и спрос на товары и услуги будет в фазе роста; если ИПН равен нулю (это минимальное значение), то население настроено крайне пессимистично; ИПН равен 100, когда число оптимистичных и пессимистичных оценок ситуации в экономике совпадает.

В России ИПН рассчитывается с 1993 года, а в городе Омске такое исследование проводится с апреля 2009 года исследовательской компанией «Делфи». ИПН рассчитывается на основе 5 показателей: Индекса мнений респондентов об изменении материального положения населения за последний год, Индекса ожиданий респондентов изменения своего материального положения, Индексов ожидаемых изменений экономической ситуации в стране на краткосрочную и долгосрочную перспективу, Индекса благоприятности условий для крупных покупок.

В апреле 2009 года Индекс Потребительских Настроений омичей составлял 101 пункт, что свидетельствовало о том, что омичи как потребители товаров и услуг с одной стороны, не испытывали паники, а с другой стороны – их нельзя было назвать оптимистами. В августе 2009 года значение ИПН равно 99, что свидетельствует о некотором уменьшении потребительского оптимизма омичей, но не говорит о потребительской депрессии. Российский Индекс потребительской уверенности, рассчитанный Росстатом за 3 квартал 2009 года, составил 75 . По данным Евростата, Индексы потребительской уверенности в странах ЕС в августе 2009 года составили больше 100 пунктов только в Дании, Финляндии и Швеции. Значение Индекса от 90 до 100 зафиксированы в таких странах, как Бельгия, Люксембург и Австрия. Значение Индекса в Италии равно 85, в Великобритании - 84, в Германии – 77, во Франции – 68, в Греции - 55. Россия, где Индекс потребительской уверенности равен 75, можно поставить на 14 место из 27, если бы наша страна входила в Евросоюз .

Оценка омичами текущей ситуации

Характеризуя изменение своего материального положения за последние 12 месяцев, только 11,7% отметили улучшения в этом направлении, а у 39,3% материальное положение ухудшилось. Почти каждый второй омич (46%) считает, что материальное положение его семьи за прошедшие 12 месяцев не изменилось. Индекс произошедших изменений материального положения омичей остался на прежнем уровне: в августе он составил 72, а в апреле - 73.

Одновременно с оценкой изменений собственного материального положения омичи оценивали изменения экономической ситуации. В итоге выяснилось, что омский Индекс произошедших изменений экономической ситуации в стране составил 65 пунктов. Это свидетельствует о том, что несмотря на ухудшение материального положения омичей за прошедший год, их оценка произошедших изменений в экономике гораздо негативнее (Рис. 1). Значение аналогичного Индекса среди россиян в 3 квартале 2009 года еще меньше омского Индекса и составило 58 пунктов; это означает, что оценки россиян в целом еще пессимистичнее, чем оценки омичей.

По мнению почти половины омичей (45,3%), условия жизни в Омской области такие же, как в целом по стране, довольно значительная доля омичей - 30,3% - считает, что уровень жизни в области хуже, чем в России, и только 10,7% респондентов уверены в обратном (Рис.2).

Кроме этого, за прошедшие 3-4 месяца характер питания у двух третей омичей не изменился, об ухудшении сказали 22,7% омичей, а об улучшении – 6,3%. Соответствующий Индекс произошедших изменений в характере питания почти не изменился: в августе он составил 84 пункта, а в апреле был 85.

Оценивая текущую ситуацию, 44,7% омичей сказали, что «все не так уж плохо и можно жить», еще 41,7% указали, что «жить трудно, но можно терпеть», а 6% находятся в «бедственном положении», которое, по их мнению, «терпеть уже невозможно». По сравнению с апрелем, выросла доля оптимистов, которые верят, что тяжелые времена позади (с 18,3% до 24,7%), и уменьшилась доля пессимистов, которые ждут тяжелые времена - с 53,7% до 44,7% (Рис.3).

Прогнозы омичей изменений в экономике и собственном благосостоянии

В августе 2009 года около половины омичей указали, что их материальное положение в ближайшие 12 месяцев не изменится, оптимистов набралось почти четверть, а пессимистов - 17,3% (Рис.4). Индекс ожиданий омичей изменения материального положения семьи в ближайшие 12 месяцев по сравнению с апрелем немного повысился - с 104 до 107 пунктов.

Прогноз омичей относительно того, будут ли следующие 12 месяцев будут для экономики страны хорошим или плохим временем, вполне благоприятен: более трети омичей ждут позитивных изменений в экономике, а чуть более четверти имеют противоположное мнение. В итоге омский Индекс ожидаемых изменений экономической ситуации в стране в августе 2009 года равен 108 (Рис.5). Сравнивая с общероссийским Индексом ожидаемых изменений экономической ситуации в России на краткосрочную перспективу, который в 3 квартале 2009 года составил 90 пунктов , можно сказать о более оптимистичном настрое омичей в краткосрочной перспективе по сравнению с россиянами.

Относительно развития экономики в долгосрочной перспективе (на ближайшие 5 лет) омичи выразили некоторый оптимизм (Индекс равен 110) – четверть омичей указали на возможные положительные изменения в экономике, примерно столько считает, что ничего не изменится, а 15,3% ожидают негативных изменений. При этом почти каждый третий омич затруднился дать какой-либо прогноз (Рис.6).

Индекс уверенности омичей в завтрашнем дне в августе 2009 года составил 110 пунктов, что свидетельствует о том, что доля омичей, уверенных в своем будущем (53,7%) выше пессимистично настроенных (44,0%). При этом Индекс уверенности по сравнению с апрелем 2009 года не изменился.

На уверенность омичей в завтрашнем дне напрямую влияет их уверенность в сохранении работы/ в трудоустройстве, а также в сохранении уровня доходов.

По результатам исследования, половина омичей (49,7%) уверены в сохранении работы или в перспективах трудоустройства в ближайший год, а более трети – 37% - выразили неуверенность по этому поводу (Рис.8). При этом Индекс уверенности омичей в сохранении уровня доходов семьи практически совпадает с Индексом уверенности в сохранении работы/перспективах трудоустройства.

В результате анализа мнений омичей, Индекс благоприятности условий для крупных покупок (автомобиль, мебель, электроника и пр.) в августе 2009 года составил 98 пунктов, что свидетельствует о том, что сейчас ни хорошее, ни плохое время для таких покупок, то есть у омичей в целом нет ответа на вопрос - стоит ли делать покупки, требующие значительных материальных затрат: 22% предпочли бы сделать такие покупки, а 24% посоветовали не тратить на это деньги (Рис.9). По сравнению с апрелем этого года Индекс снизился на 2 пункта (в апреле он составил 100. Сравнивая мнение омичей в этом вопросе с данными Росстата, согласно которым российский Индекс благоприятности условий для крупных покупок в 3 квартале 2009 года составил 63 пункта, можно отметить, что омичи как потребители товаров и услуг более уверены, чем россияне в целом.

Разделились мнения омичей и по поводу того, хорошее ли сейчас время для сбережений: каждый третий омич сказал, что сейчас плохое время для сбережений, пятая часть омичей имеет противоположное мнение, а 32,3% сказали, что сейчас не хорошее, но и не плохое время для сбережений (Рис.10). Индекс благоприятности условий для сбережений составил 87 пунктов, тогда как аналогичный индекс в России в третьем квартале 2009 года составил 46. Значения обоих индексов свидетельствуют о том, что и россияне в целом, и омичи не советуют делать в настоящее время сбережений, при этом россияне в большей степени указали на неблагоприятные условия для сбережений.

В дополнение к ИПН были рассчитаны индексы текущего состояния рынка и экономических ожиданий. Индекс текущего состояния рынка рассчитывается на основе частных индексов по вопросам о произошедших изменениях личного материального положения и благоприятности условий для крупных покупок. В апреле 2009 года значение Индекса текущего состояния рынка в городе Омске составило 86, а в августе – 85, что говорит о стабилизации ситуации.

Индекс экономических ожиданий рассчитывается на основе индексов по вопросам об ожидаемых изменениях личного материального положения и экономической ситуации в стране на краткосрочную и долгосрочную перспективы. Омский Индекс экономических ожиданий за прошедшие полгода почти не изменился: в апреле 2009 года был равен 111, а в августе – 108. Значение этого индекса свидетельствует о том, что экономические ожидания омичей находятся в зоне оптимизма.


Подводя итоги августовской волны исследования потребительских настроений омичей, можно отметить, что потребительской депрессии в Омске в ближайшее время не будет, но о потребительской уверенности омичей говорить пока рано. Таким образом, омичи верят в то, что ближайшие годы экономика страны «пойдет в гору», а вместе с ней улучшится и их личное благосостояние.

Для справки:
Методика построения агрегатного индекса потребительских настроений (Consumer Sentiment Index) была разработана в 1950-е годы ХХ века группой исследователей Мичиганского университета под руководством Дж. Катоны. Помимо США, индексы потребительских настроений рассчитываются сейчас более чем в 40 странах.

В России ИПН рассчитывался ВЦИОМ в 1993-1996 гг., в настоящее время - Фондом "Индекс потребительских настроений". Госкомстат России (сейчас – Росстат) рассчитывает Индекс потребительских ожиданий (ИПО) с 1998 г.

Индекс потребительских настроений обладает большим прогнозным потенциалом. Это обусловлено тем, что вопросы, на основе которых он строится, фокусируются на понимании того, как потребители интерпретируют информацию о текущем и будущем развитии экономики.

Манжеева Татьяна
Исполнительный директор «Исследовательской компании «Делфи»
Материал подготовлен для журнала «The CHIEF_Омск».

При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, ссылка на The Chief и «Исследовательскую компанию Делфи» обязательна.


2046
delfi2000
+265.5
ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :