Термокружки

Рынок масложировой продукции: основные тенденции


Лидирует «Золотая семечка».

Олеся Назарова,
Статья была опубликована в журнале «Продвижение Продовольствия. Prod&Prod» №10-11(12-13) 2009

ВЫБОР: Растительное и сливочное масло присутствуют в рационе питания практически всех российских семей: по данным за 2008 год 98% всех семей хотя бы раз в году покупают растительное масло, 97% – сливочное масло.

Растительное и сливочное масло присутствуют в рационе питания практически всех российских семей: 98% всех семей хотя бы раз в году покупают растительное масло, 97% – сливочное масло (данные за 2008 год). Маргарин, также включающий спреды и миксы, продукт менее популярный, Количество его покупателей снижается: если в 2007 году маргарин покупали 74% семей, то в 2008ом – уже 71%; тогда как процент покупателей растительного и сливочного масла не изменился.

Интересно, что в России самое низкое потребление маргарина по сравнению с другими странами Восточной Европы (за исключением Украины, где уровень потребления маргарина схож с российским). За год на одного россиянина приходится всего 0,7 кг маргарина, тогда как в Польше, Венгрии, Словакии и Чехии на одного жителя приходится 3-4 кг. При этом и в России и в Украине сливочного масла потребляют втрое больше, чем маргарина. Это также отличает нас от других стран Европы, где выше потребление маргарина.

Несмотря на усилия производителей, рекламирующих маргарин как легкий и полезный продукт, в России он традиционно воспринимается как: 1) продукт для выпечки; 2) продукт для «бедных». Чаще всего маргарин потребляют семьи с низким доходом – 44% всего объема (для сравнения: сливочного масла они потребляют 38% всего объема). То же самое можно сказать про семьи из сельской местности и городов с населением до 500 тыс. человек. Это также объясняется разницей в доходах населения крупных и небольших городов.

В общем объеме масложировой продукции наибольшую долю занимает растительное масло – 48%. За последние годы структура рынка не изменилась.

В январе-мае 2009 года по сравнению с тем же периодом 2008 года объем сливочного масла вырос на 11%, растительного масла – на 6%, а объем потребления маргарина упал на 4%. В январе-мае прошлого года на рынках растительного и сливочного масла тенденция была противоположной: объем потребления этих продуктов сократился на 7%.

Сокращение рынков растительного и сливочного масла в 2008 году было вызвано снижением потребления этих продуктов в расчете на одного покупателя. При этом количество покупателей сохранилось на уровне 2007 года.

В 2009 году количество покупателей не изменилось, основной причиной роста рынков растительного и сливочного масла также было изменение объемов потребления, которое превысило показатели 2008 года, но оказалось меньше потребления 2007 года: в долгосрочном периоде объем потребления масложировой продукции продолжает сокращаться.

Уменьшение потребления жиров наблюдалось в течение нескольких лет. Это было связано с переходом населения на более здоровое питание и с тем, что люди стали меньше готовить дома, где масло или маргарин использовались для разогревания пищи.

С развитием экономического кризиса и сокращением доходов населения соответственно сокращаются расходы на питание вне дома. В результате домашнее потребление растительного и сливочного масла растет. Темпы снижения потребления маргарина замедлились. При этом потребители стремятся экономить на продуктах, переходя на потребление более дешевых марок. Создавшуюся ситуацию на рынке сбыта взяли на вооружение производители масла. В конце 2008 года они активизировали свои усилия в эконом-сегменте рынка: у компании «Юг Руси» появилась новая марка «Юг Руси», WJ Group возобновила выпуск марки «Веркино масло», «Bunge» расширила ассортимент, запустив марку «Масленица». Выступив с подобными инициативами, производители ожидали роста эконом-сегмента вследствие ухудшающейся экономической ситуации. Прогнозы оправдались: уже в конце 2008 г. доля недорогих марок на рынке стала расти, а доля более дорогих – сокращаться.

Безусловным лидером на рынке растительных масел является компания «Юг Руси» (основные марки «Золотая семечка», «Злато», «АведовЪ»). Ей принадлежит 25% всего рынка. С большим отрывом следуют другие производители: WJ Group («Милора», «Раздолье») – 8%, «Bunge» («Ideal», «Oleina») – 7% и «Эфко» («Слобода», «Алтеро») – 6% рынка.

ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :

Введите символы на картинке