Как показал опрос (см. Табл. 1), 73% респондентов заявили о том, что в период с 2009 по 2010 гг. у них появилась потребность экономить, и лишь 20% не стали корректировать семейные бюджеты (7% участников исследования затруднились ответить на этот вопрос). Однако объективная необходимость меньше тратить появилась далеко не у всех «новых экономных».
В ходе опроса (см. Табл. 2) исследователи также просили указать, на сколько процентов, по мнению респондентов, упал их доход в период с 2008 по 2010 гг. Как выяснилось, материальные трудности не затронули 25% ответивших, причем, у 7% респондентов доход упал незначительно (менее 10%). «Кризис не только снизил покупательную способность россиян, но и оказал сильное психологическое воздействие, - считает Александр Шашкин, генеральный директор компании OMI. – Экономить начали многие их тех, у кого объективно нет такой необходимости. Это означает, что маркетологам пора пересматривать свои концепции, прежде всего, в категориях товаров класса премиум и средний плюс».
Исследование проводилось методом онлайн опроса по собственной панели OMI. В нем приняло участие 1100 респондентов, живущих в российских городах с населением более миллиона жителей.
Таблица 1. Появилась ли у Вас необходимость экономить деньги для обеспечения семьи в период с 2009 по 2010 г.?
Ответы
|
Доля согласившихся с утверждением, % |
Да
|
73
|
Нет
|
20
|
Затрудняюсь ответить |
7
|
Всего
|
100
|
Таблица 2. Какую долю дохода Вы потеряли за период с 2008 по 2010 г.?
Ответы
|
Доля согласившихся с утверждением, % |
До 10% от дохода |
7
|
От 11 до 20% |
11
|
От 21 до 30% |
13
|
От 31 до 40% |
9
|
От 41 до 50% |
11
|
От 51 до 60% |
6
|
От 61 до 70% |
4
|
От 71 до 80% |
2
|
От 81 до 90% |
2
|
От 91 до 100% |
2
|
Мой доход за этот период не изменился |
13
|
Мой доход за этот период увеличился |
12
|
Затрудняюсь ответить |
8
|
Total
|
100
|