Термокружки

Индекс потребительских настроений жителей г. Омска, апрель 2010 г.


По данным исследования, проведенного компанией «Делфи» в апреле 2010 года, омичи стали стабильней, уровень жизни улучшается, возвращаясь на докризисный уровень, но все же настоящее, как и прошлое, оценивается негативно. Несмотря на пессимистичные настроения, жители города ждут улучшения ситуации в ближайшее время.

Практики потребления тесно связаны с оценкой материального положения в стране и своей собственной семье, с ожиданием улучшений или ухудшений экономической ситуации в текущем году, с намерениями тратить или копить, уверенностью в завтрашнем дне и т.д. Основываясь на этих установках, индивид строит свое потребительское поведение, решая, как тратить деньги в ближайшем будущем и стоит ли их тратить вообще.

Совокупность личных установок отражает весь спектр социальных настроений, позитивных и негативных. Центральные, обобщенные тенденции говорят о состоянии населения в целом. Поэтому изучение потребительских настроений становится особенно актуальным в контексте экономических изменений в стране.

Для общей оценки ситуации используется Индекс Потребительских Настроений (ИПН), который в России рассчитывается с 1993 года. Т.к. он основан на личных мнениях жителей города, он может не совсем точно отражать реальное состояние экономики. Но, объединяя индивидуальные оценки, можно предсказать развитие ситуации в ближайшем будущем.

Исследовательская компания «Делфи» проводит подобное исследование с апреля 2009 года. Исследование проведено методом уличного опроса, размер выборки составил 300 респондентов. Опрашивались постоянные жители города в возрасте от 16 до 60 лет. Ошибка выборки не превышает 5,7%. Выборка репрезентативна половозрастной структуре населения города. ИПН рассчитывается на основе 5 показателей: Индекса мнений респондентов об изменении материального положения населения за последний год, Индекса ожиданий респондентов изменения своего материального положения, Индексов ожидаемых изменений экономической ситуации в стране на краткосрочную и долгосрочную перспективу, Индекса благоприятности условий для крупных покупок. Индекс рассчитывается как разность между суммарной долей всех положительных ответов и суммарной долей всех отрицательных ответов. Чтобы избежать появление отрицательных значений, к результату прибавляют 100 пунктов. Так, итоговый индекс изменяется в интервале от 0 до 200 пунктов.

Максимальное значение ИПН – 200 пунктов. В данном случае все население положительно оценивает экономическую ситуацию и спрос на товары и услуги в фазе роста. Если ИПН близок к минимуму, т.е. нулю, то среди населения ярко выражены пессимистичные настроения, уровень потребления резко падает. При ИПН, равном 100 пунктов, доля группы населения, которое настроено пессимистично, совпадает с долей группы тех, кто настроен оптимистично.

В апреле 2010 года Индекс Потребительских Настроений омичей составлял 109 пунктов. Омичи сохраняют свои практики потребления с апреля 2009 года. Они не испытывают потребительской депрессии, даже наоборот: доля группы положительно настроенных практически всегда превышала долю группы пессимистов. С другой стороны, в практике потребления закрепилась стабильность, поэтому от омичей не стоит ждать внезапного бума спроса на какой-либо товар или услугу.

Потребительские настроения омичей в 2010 году
Индекс произошедших изменений материального положения
Если говорить об изменениях своего материального положения за прошедший год, то 17% опрошенных отметили, что произошли улучшения. Доля данной группы стала несколько выше, чем в прошлом году, однако она все еще значительно меньше, чем доля тех, кто отметил ухудшения (35%). Относительное большинство респондентов (46%) отметили, что их материальное положение не изменилось. Индекс произошедших изменений материального положения стал значительно выше: 72 пункта в августе 2009 и 82 пункта в апреле 2010, но он все же далек от оптимистичного значения (выше 100 пунктов).

Оценки изменения экономической ситуации в стране практически совпадает с оценкой собственного материального положения (см. рис. 1). Здесь также выросла доля тех, кто считает, что произошли улучшения, однако доля пессимистично настроенных омичей в отношении экономики страны, все еще достаточно велика.

Уровень жизни в Омской области по сравнению с Россией в целом
40% опрошенных, сравнивая уровень жизни в Омской области с уровнем жизни в стране в целом, ответили, что условия жизни в Омске хуже (см. рис. 2). Примерно такая же доля респондентов (37%) считают эти условия равными. А 13% указали на то, что уровень жизни в Омске более выигрышный. Но оптимистов в данном отношении в три раза меньше, чем пессимистов, поэтому можно сказать, что условия жизни в Омске оцениваются достаточно низко.

Индекс изменения характера потребления
О текущем состоянии ситуации также говорит индекс изменения характера потребления за последние 2-3 месяца: по данным исследования он составил 85 пунктов. Т.е. суммарная доля тех, кто отмечает ухудшения в какой либо степени (26%), значительно выше доли тех, кто отмечает улучшения (11%). Очевидно, что у большей части (62%) характер питания не изменился. Однако существующее отклонение индекса изменения характера питания от значения, показывающего положительные изменения (более 100 пунктов), говорит о негативной динамике состояния потребления.

Оценка текущей ситуации
В условиях отрицательного, по мнению омичей, развития экономики, абсолютное большинство опрошенных (87%) готовы терпеть сложившуюся ситуацию. Причем 47% согласились с тем, что «все не так уж плохо и можно жить», еще 40% настроены не так оптимистично, они указали, что «жить трудно, но можно терпеть», а 12%, и доля этой группы немного возросла, находятся в «бедственном положении», которое «терпеть уже невозможно».
По сравнению с прошлым годом, значительно выросла доля тех, кто на момент опроса находился в трудной ситуации, переживая тяжелые времена (с 13% до 34%, см рис. 3). Но, что важно, существенно сократились крайне пессимистичные настроения: в апреле 2009 года более половины опрошенных (54%) ожидали тяжелых времен, а в апреле 2010 года уже треть (34%) разделяли данное мнение. Оценки текущей ситуации с оглядкой на прошлое, улучшаются, но все же остаются довольно пессимистичными.

Перспективы развития ситуации в глазах омичей
Индекс ожидания изменения материального положения
Прогнозируя изменения материального положения собственной семьи на ближайший год, респонденты чаще высказывали оптимистические настроения (29%), чем пессимистические (9%, см. рис. 4). Однако доля группы пессимистов в оценках развития экономики страны существенно выше (16%). Индексы ожиданий омичей изменения материального положения семьи и страны в целом в ближайшие 12 месяцев составили 120 и 118 пунктов соответственно.

Оценка развития экономики в краткосрочной перспективе
Если рассмотреть ожидания омичей в динамике за все периоды исследования, то здесь нельзя говорить об увеличении доли оптимистов (см. рис. 5). Однако значительное сокращение доли тех, кто ожидает худшего, дает рост Индекса ожидаемых изменений экономической ситуации как в стране, так и в семьях.

Оценка развития экономики в долгосрочной перспективе
Наиболее оптимистичны в своих установках жители города, оценивая развитие экономики в долгосрочной перспективе (на ближайшие 5 лет, см. рис. 6). Полученный индекс составил 123 пункта, и это наибольшее значение из всех рассчитанных индексов в данном исследовании. Суммарная доля тех, кто не видит будущее пессимистично, составила 71%.
На основе ожиданий изменения своего собственного материального положения, изменения экономической ситуации в стране в краткосрочной и долгосрочной перспективе был рассчитан общий Индекс экономических ожиданий. В апреле 2010 года он составил 120 пунктов. И необходимо отметить, что он значительно вырос с 2009 года, как минимум, на 10 пунктов.

Уверенность в завтрашнем дне
Очевидно, что омичи в отношении будущего настроены, по крайней мере, не так пессимистично, как в отношении настоящего и прошлого. И, как следствие, большинство опрошенных (55%) дали положительный ответ на вопрос о том, уверены ли они в завтрашнем дне (см. рис.7). Соответствующий индекс составил 110 пунктов.

Уверенность в сохранении работы и уровня доходов
Уверенность омичей в завтрашнем дне во многом зависит от их уверенности в сохранении работы/ в трудоустройстве, а также в сохранении уровня доходов.
Почти половина опрошенных (48%) уверены в сохранении работы или в перспективах трудоустройства в ближайший год, и столько же (48%) имеют уверенность в сохранении доходов.
Однако если мы рассмотрим данный вопрос в динамике, то увидим, что общий Индекс уверенности в завтрашнем дне, составивший 110 пунктов в апреле 2010 года, не имеет положительной динамики: в апреле и августе 2009 года он находился на том же уровне. Омичи стали с бóльшими надеждами смотреть на будущее, однако негативные оценки текущей ситуации не позволяют им быть достаточно уверенными в завтрашнем дне.

Поведение омичей в ситуации кризиса
Совершение крупных покупок
Анализируя данные Индекса благоприятности условий для крупных покупок (автомобиль, мебель, электроника и т.д.), можно сказать, что сейчас не хорошее, но и не плохое время для совершения покупок (Индекс равен 102 пунктам). И с 2009 года данные показатель не меняется. Экономическая ситуация не пугает омичей настолько, чтобы отказываться от больших покупок, но и благоприятным данное положение назвать нельзя (см. рис. 9).

Сбережение материальных средств
В вопросе о том, стоит ли сейчас делать сбережения, 55% опрошенных указали на неблагоприятное время для сбережений (см. рис. 10). Соответствующий индекс составил 59 пунктов, что свидетельствует о достаточно неблагоприятной ситуации для сбережений. Омичи в целом не советуют делать в настоящее время сбережений.

Индекс текущего состояния рынка
Общий Индекс текущего состояния рынка, основанный на показателях произошедших изменений личного материального положения и благоприятности условий для крупных покупок, составил 92 пункта, и нужно отметить, что наблюдается его прирост по сравнению с 2009 годом. В целом ситуация на рынке улучшается, но она еще не достигла положительного состояния.

Исследование потребительских настроений омичей в апреле 2010 показало, что прошедший год был для жителей города тяжелым испытанием. Текущее положение также благоприятным для потребительских рынков назвать нельзя. Ожидания положительных изменений достаточно высоки, причем они имеют положительную динамику. Однако полной уверенности в завтрашнем дне у омичей нет, т.к. нет стабильности в экономики настоящий момент.

Для справки:
Методика построения агрегатного индекса потребительских настроений (Consumer Sentiment Index) была разработана в 1950-е годы ХХ века группой исследователей Мичиганского университета под руководством Дж. Катоны. Помимо США, индексы потребительских настроений рассчитываются сейчас более чем в 40 странах.

В России ИПН рассчитывался ВЦИОМ в 1993-1996 гг., в настоящее время - Фондом "Индекс потребительских настроений". Госкомстат России (сейчас – Росстат) рассчитывает Индекс потребительских ожиданий (ИПО) с 1998 г.

Индекс потребительских настроений обладает большим прогнозным потенциалом. Это обусловлено тем, что вопросы, на основе которых он строится, фокусируются на понимании того, как потребители интерпретируют информацию о текущем и будущем развитии экономики.

Федосеева Дарья
аналитик «Исследовательской компании «Делфи»

При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, ссылка на «Исследовательскую компанию Делфи» обязательна.


2007
delfi2000
+265.5
ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :

Введите символы на картинке