Исследование проводится с 2008 года как «в общем зачете» (выявляется 20 лидеров), так и по отдельным товарным категориям. Число последних ежегодно корректируется, в 2010 году исследовалось 50 категорий товаров. Полные результаты исследования публикуются на специально созданном сайте (http://www.top20brands.ru/).
В 2010 году тройка лидеров осталась неизменной: Nokia, Samsung и Sony, однако, в ней произошли некоторые перемещения. Если раньше первые два места попеременно занимали Samsung (лидер 2009 года) и Sony (в 2008 году), то теперь бренд финской компании перешагнул сразу через две ступеньки, заняв вершину пьедестала. Также обращает на себя внимание последовательное восхождение Philips (с 16-го места в 2008 году на 6-ое в 2010) и Bosch (с 10 места на 7-ое). Кроме этого, в двадцатке лучших брендов 2010 года впервые появились Apple, заняв 13 место, L’Oreal (16-е), Chanel (18-е) и Nestle (20-е).
В 2010 году тройка лидеров осталась неизменной: Nokia, Samsung и Sony, однако, в ней произошли некоторые перемещения. Если раньше первые два места попеременно занимали Samsung (лидер 2009 года) и Sony (в 2008 году), то теперь бренд финской компании перешагнул сразу через две ступеньки, заняв вершину пьедестала. Также обращает на себя внимание последовательное восхождение Philips (с 16-го места в 2008 году на 6-ое в 2010) и Bosch (с 10 места на 7-ое). Кроме этого, в двадцатке лучших брендов 2010 года впервые появились Apple, заняв 13 место, L’Oreal (16-е), Chanel (18-е) и Nestle (20-е).
Таблица 1.
Топ-20 брендов россиян
1. Nokia | 11. Toyota |
2. Samsung | 12. HP |
3. Sony | 13. Apple |
4. Adidas | 14. Asus |
5. Panasonic | 15. Mercedes |
6. Philips | 16. L'Oreal |
7. Bosch | 17. BMW |
8. Nike | 18. Chanel |
9. Coca-Cola | 19. Canon |
10. LG | 20. Nestle |
Отметим, что в первую двадцатку (top of mind) вошли лишь глобальные бренды. В ТОП-20 входят одиннадцать представителей сектора высоких технологий от Nokia до Canon (см. табл. 1); три автопроизводителя - Toyota, Mersedes, BMW; а также известные производители спортивной экипировки, производители предметов роскоши и косметики. Из производителей продуктов питания в ТОП-20 вошли только Nestle и Coca-Cola. Вместе с тем, в 17 из 50 товарных категорий «любимыми» были названы отечественные бренды. Более того, сравнение результатов нескольких волн показывает, что лидерские позиции целого ряда российских торговых марок достаточно стабильны. Так, например, «Сбербанк» и «Балтика» лидируют в своих товарных категориях, «Русское море» занимает верхнюю строчку рейтинга «Рыба и морепродукты», а из аптек россияне больше других любят «36,6».
«Предварительные исследования, выполненные нами до проведения массовых опросов, показали, что «любовь к брендам» представляет собой устойчивый комплексный показатель, включающий в себя функциональные, имиджевые, эмоциональные и поведенческие характеристики, - говорит Александр Шашкин, генеральный директор компании OMI. – Они позволяют оценить отношение к бренду, а также силу эмоциональной привязанности к нему потребителя. Динамика изменения этого показателя также позволяет оценить общую эффективность маркетинговых усилий, направленных на создание и продвижение бренда».
Исследование проводилось методом онлайн-опроса, в котором приняло участие 1500 человек, проживающих в крупных российских городах (выборка квотная, стратифицированная). После блока социально-демографических вопросов респондентам предлагалось назвать торговые марки (бренды), которые они считают любимыми. «Любимые бренды» назывались без подсказки, количество называемых брендов не ограничивалось. Далее респондентам задавались вопросы о частоте потребления различных товаров и услуг. Вопросы о любимых брендах в товарных категориях задавались только тем респондентам, которые потребляют товары или услуги в данной категории с заданной частотой.
Исследование проводилось методом онлайн-опроса, в котором приняло участие 1500 человек, проживающих в крупных российских городах (выборка квотная, стратифицированная). После блока социально-демографических вопросов респондентам предлагалось назвать торговые марки (бренды), которые они считают любимыми. «Любимые бренды» назывались без подсказки, количество называемых брендов не ограничивалось. Далее респондентам задавались вопросы о частоте потребления различных товаров и услуг. Вопросы о любимых брендах в товарных категориях задавались только тем респондентам, которые потребляют товары или услуги в данной категории с заданной частотой.
Таблица 2.
Любимые бренды в товарных категориях
Категории | Бренды, лидеры категории в 2010 г. |
Автомобили
|
Toyota |
Аптеки
|
36,6 |
Банковские услуги
|
Сбербанк |
Бытовая техника
|
Samsung |
Бытовая химия
|
Ariel |
Водка
|
Парламент |
Детское питание
|
Агуша |
Замороженные полуфабрикаты
|
Hortex |
Зубная паста
|
Colgate |
Кафе и рестораны
|
Шоколадница |
Кетчупы и другие соусы
|
Heinz |
Колготки и чулки
|
Omsa |
Компьютерная техника
|
Asus |
Кондитерские изделия
|
Бабаевский |
Консервированные овощи и фрукты
|
Bonduelle |
Корма для кошек
|
Whiskas |
Корма для собак
|
Pedigree |
Кофе
|
Nescafe |
Майонез
|
Calve |
Макаронные изделия
|
Макфа |
Минеральная и питьевая вода
|
Aqva Minerale |
Молочные продукты
|
Простоквашино |
Мороженое
|
Инмарко |
Мясные и колбасные изделия
|
Микоян |
Обувь
|
Ecco |
Одежда
|
Adidas |
Парфюмерия и косметика
|
L'Oreal |
Пиво
|
Балтика |
Подгузники
|
Pampers |
Продуктовые магазины
|
Ашан |
Растительное масло
|
Олейна |
Рыба и морепродукты
|
Русское море |
Рыбные и мясные консервы
|
Главпродукт |
Сигареты и другие табачные изделия
|
Winston |
Слабоалкогольные коктейли
|
Jaguar |
Сладкие газированные напитки
|
Coca-Cola |
Снеки (чипсы, сухарики, орешки, семечки)
|
Lays |
Соки
|
Добрый |
Сотовые телефоны, смартфоны или КПК
|
Nokia |
Спортивные товары
|
Adidas |
Средства женской гигиены
|
Always |
Средства по уходу за телом (гели для душа, кремы, мыло, дезодоранты и прочее)
|
Nivea |
Страховые услуги
|
Росгосстрах |
Сухие завтраки, мюсли, хлопья, каши
|
Nestle |
Товары для бритья
|
Gillette |
Товары для детей
|
Мир детства |
Фототехника
|
Canon |
Чай
|
Lipton |
Шампуни, кондиционеры и бальзамы для волос
|
Nivea |
Электроника (телевизоры, аудиотехника, DVD-плееры, видеокамеры и т.д.)
|
Sony |