В ноябре 2010 г. завершилась шестая волна изучения потребительских настроений жителей г. Омска, проводимая исследовательской компанией «Делфи».
Индекс потребительских настроений (ИПН) является независимым показателем, позволяющим отслеживать динамику развития экономики региона и России.
Отдельный потребитель оценивает ситуацию в экономике на основе собственной, случайной информации, но объединяя индивидуальные оценки потребителей, можно предсказать развитие экономической ситуации в краткосрочной перспективе. Значения индекса могут колебаться в интервале от 0 до 200.
Близость к 0 означает ярко выраженные пессимистические настроения, близость к 200 – настроения оптимистические. При значении индекса, равном 100 пунктам – в обществе преобладают нейтральные настроения.
В ноябре 2010 года ИПН составил 102 пункта, что говорит об отсутствии роста рынка.
Настроения омичей тесно связаны с уровнем потребления. Для примера возьмем динамику индекса уверенности омичей в завтрашнем дне и динамика индекса текущего состояния рынка в период с апреля 2009 по ноябрь 2010 г. Кривые достаточно схожи с точки зрения подъемов и спадов.
В потребительских настроениях омичей сократилось количество оптимистичных оценок. Значительно выросла доля пессимистов, которым терпеть бедственное положение стало невозможно (за полтора года с 5 до 18 %). Уже каждый пятый омич находится в тяжелой ситуации, которая сопровождается ухудшением питания и покупок предметов первой необходимости. Рост цен и высокий уровень инфляции стал причиной ухудшения повседневного потребления у 30% опрошенных.
Полтора года назад комфортную жизнь мог обеспечить доход в 15 700 руб. на одного члена семьи. Сейчас, чтобы платить по коммунальным счетам, питаться «нормально» и делать другие покупки, по мнению опрошенных, нужно на 5 200 руб. больше. Омичи понимают, что в связи с повышением цен, темпами инфляции им не выжить на ту сумму, которую они озвучивали в начале 2010 года - 17 800 руб.
Ранее среди омичей было достаточно распространено такое мнение: «жизнь в нашем регионе хуже, чем в стране», год назад так ответила треть опрошенных. Сегодня такого мнения уже придерживается половина респондентов. Возросла и доля тех, кто опасается потери работы (до 20 %) и основного источника дохода (до 25 %) в следующем году.
Инфляция, страх потерять работу, недовольство уровнем жизни в регионе не могло не повлиять на прогнозы омичей на следующий год. По мнению 45 % опрошенных, нас ожидают тяжелые времена (в начале года так думали 23 % респондентов). Соответствующий индекс понизился со 115 пунктов до 83 (по шкале от 1 до 200, расчеты аналогичны индексу ИПН).
Омичи пессимистично настроены в отношении будущего страны. Негативная оценка собственного уровня жизни и неуверенность в завтрашнем дне связаны с нестабильностью российской экономики в целом. Ситуация осложняется информационным потоком, который сопровождает данную тематику в средствах массовой коммуникации. В таких условиях настроения омичей балансируют на грани между оптимизмом и пессимизмом. Поэтому в ближайшие 3 месяца рост потребления наблюдаться не будет, можно даже прогнозировать спад потребительской активности.
Индекс потребительских настроений (ИПН) является независимым показателем, позволяющим отслеживать динамику развития экономики региона и России.
Отдельный потребитель оценивает ситуацию в экономике на основе собственной, случайной информации, но объединяя индивидуальные оценки потребителей, можно предсказать развитие экономической ситуации в краткосрочной перспективе. Значения индекса могут колебаться в интервале от 0 до 200.
Близость к 0 означает ярко выраженные пессимистические настроения, близость к 200 – настроения оптимистические. При значении индекса, равном 100 пунктам – в обществе преобладают нейтральные настроения.
В ноябре 2010 года ИПН составил 102 пункта, что говорит об отсутствии роста рынка.
Настроения омичей тесно связаны с уровнем потребления. Для примера возьмем динамику индекса уверенности омичей в завтрашнем дне и динамика индекса текущего состояния рынка в период с апреля 2009 по ноябрь 2010 г. Кривые достаточно схожи с точки зрения подъемов и спадов.
В потребительских настроениях омичей сократилось количество оптимистичных оценок. Значительно выросла доля пессимистов, которым терпеть бедственное положение стало невозможно (за полтора года с 5 до 18 %). Уже каждый пятый омич находится в тяжелой ситуации, которая сопровождается ухудшением питания и покупок предметов первой необходимости. Рост цен и высокий уровень инфляции стал причиной ухудшения повседневного потребления у 30% опрошенных.
Полтора года назад комфортную жизнь мог обеспечить доход в 15 700 руб. на одного члена семьи. Сейчас, чтобы платить по коммунальным счетам, питаться «нормально» и делать другие покупки, по мнению опрошенных, нужно на 5 200 руб. больше. Омичи понимают, что в связи с повышением цен, темпами инфляции им не выжить на ту сумму, которую они озвучивали в начале 2010 года - 17 800 руб.
Ранее среди омичей было достаточно распространено такое мнение: «жизнь в нашем регионе хуже, чем в стране», год назад так ответила треть опрошенных. Сегодня такого мнения уже придерживается половина респондентов. Возросла и доля тех, кто опасается потери работы (до 20 %) и основного источника дохода (до 25 %) в следующем году.
Инфляция, страх потерять работу, недовольство уровнем жизни в регионе не могло не повлиять на прогнозы омичей на следующий год. По мнению 45 % опрошенных, нас ожидают тяжелые времена (в начале года так думали 23 % респондентов). Соответствующий индекс понизился со 115 пунктов до 83 (по шкале от 1 до 200, расчеты аналогичны индексу ИПН).
Омичи пессимистично настроены в отношении будущего страны. Негативная оценка собственного уровня жизни и неуверенность в завтрашнем дне связаны с нестабильностью российской экономики в целом. Ситуация осложняется информационным потоком, который сопровождает данную тематику в средствах массовой коммуникации. В таких условиях настроения омичей балансируют на грани между оптимизмом и пессимизмом. Поэтому в ближайшие 3 месяца рост потребления наблюдаться не будет, можно даже прогнозировать спад потребительской активности.