ВТО - угроза отечественному автопрому


Нынешним летом Россия станет полноправным членом Всемирной торговой организации. Как признают многие эксперты, отечественному автомобилестроению это грозит массой проблем. Во многом они связаны с серьезными изменениями в таможенном законодательстве, касающимися снижения пошлин на ввоз техники.

Говорящие цифры

Согласно договоренностям, снижение пошлин будет проходить достаточно плавно в течение нескольких лет. На новые тягачи экологического класса 4 ставка остается прежней - 5%; классов ниже 4-го - 15-25% (с 2015 года-до 10%). На тягачи возрастом 3-5 лет пошлина составит 15% (против 30%, как ранее). На седельные тягачи старше 7 лет плата за 1 куб. см рабочего объема двигателя уменьшится с 2,2 до 1 евро.

На новые самосвалы полной массой от 20 т пошлина снижается с 25 до 10%. Относительно подержанных изменения таковы. Возраст 3-5 лет: пошлина - 15% (против 30%), ставка 2,2 евро за 1 куб. см рабочего объема двигателя отменяется. Возраст 5-7 лет: пошлина - 15%. Старше 7 лет: 1 евро (против 4,5) за 1 куб. см.

На новые автобусы вместимостью менее 120 человек с 2017 г. ставка снижается с 20 до 10%. Ставки на машины, бывшие в эксплуатации 3-5 лет, уменьшаются с 30 до 15% (с 2015 г. - до 10%). В ближайшие семь лет после присоединения нашей страны к ВТО ожидается заметное снижение пошлин на новую и подержанную автоспецтехнику: автокраны, буровые, бетоносмесители, бетононасосы, аварийно-спасательные машины и др.

Не пугают, но предупреждают

По экспертным оценкам, вступление России в ВТО повлечет за собой снижение доли отечественной техники в общем объеме ее реализации на внутреннем рынке с 65% в 2011 г. до 40-45% в 2015-м. Кроме того, договоренности по уменьшению таможенных тарифов приведут к увеличению доли подержанных машин до 14-15% в 2012 г. и 25-30% в 2015-м. Сюда стоит добавить рост социальной напряженности за счет сокращения рабочих мест в автопроме (причем каждое рабочее место здесь создает 5-7 дополнительных в смежных отраслях), уменьшение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды. Также нужно учесть сокращение объемов работ в смежных отраслях и снижение их налоговых отчислений.

По твердому убеждению ряда аналитиков, после нашего присоединения к ВТО российских производителей коммерческой техники ждут нелегкие времена. Речь идет о падении спроса на их продукцию в результате резкого роста импорта недорогих грузовиков из Китая и подержанных машин из других стран (по причине снижения пошлин). Одновременно цены на первоклассные импортные модели тоже перестанут быть пугающими, и отечественная продукция чуть ли не впервые окажется в жесткой конкурентной среде.

Импорт грузовиков массой 14-40 т в прошлом году составил около 30 тыс. единиц, но через пять лет с учетом снижения пошлин он может вырасти до 50 тыс. Однако фирмы, уже построившие заводы в России, вряд ли полностью переориентируются на импорт, поскольку у нас слабо развито обслуживание иностранной техники и логичнее раскручивать производство здесь, параллельно вкладываясь в дистрибьюторскую сеть и сервисные центры.

На пороге перемен

Основная опасность, которая тревожит отечественных изготовителей коммерческой техники, -снижение (со 105 до 15%) пошлин на бывшие в употреблении иномарки. Это приведет к возвращению на уровень 2008 года: инвестиции в авто-пром не окупятся и станут бессмысленными, как результат - упадок отрасли. Возвращение доли подержанных иномарок приведет к вытеснению отечественного производителя и потере доли в 20%. За этим неизбежно последуют ухудшение экологической обстановки и увеличение ущерба, наносимого окружающей среде, а также снижение безопасности дорожного движения. Катастрофы с участием грузового транспорта, в которых ежегодно гибнут сотни людей, - во многом следствие изношенности автопарка страны. Это проблема государственного уровня уже хотя бы потому, что она прямо связана с безопасностью граждан.

По мнению некоторых специалистов, меры по защите отечественного автопрома недостаточны, особенно на фоне аналогичных более действенных усилий других стран - членов БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай), которые уже вошли в ВТО. Не случайно наиболее пессимистические выводы говорят о том, что вступление России в ВТО способно привести к краху отечественного автостроения. Так, производство грузовиков к 2014 году может снизиться на 98% по сравнению с 2010-м.

Так ли страшен черт

Имеются, правда, и более оптимистические прогнозы. Ожидается, что продажи грузовиков в 2012-2016 гг. будут увеличиваться в среднем на 12% ежегодно. Связано это с общим восстановлением экономики страны, потребностью в обновлении парка грузовых автомобилей, а также расширением кредитного и лизингового рынков.

Впрочем, по заявлению высших чиновников российского правительства, в случае необходимости оно готово защищать отечественный автопром и после присоединения к ВТО. Прежде всего в распоряжении властей остаются нетарифные методы регулирования, активно применяемые тем же членом ВТО Китаем. Например, могут быть использованы технические регламенты, которыми пользуются все страны ВТО.

Но, так или иначе, получается, что для отечественных производителей грузовиков, автобусов и спецтехники минусов от ожидаемого события больше, чем плюсов. Что будет на самом деле - покажет время. Подводя итоги, нужно сказать, что вступление в ВТО - не самоцель, оно призвано стать толчком для глубокой модернизации отечественного автопрома. Ведь только при условии реструктуризации и перестройки производства отрасль сможет гарантировать высокое качество своей продукции при минимальных издержках.

Источник: http://www.cranes-today.ru/

2724
Рэд
+2
ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :