3 нюанса использования спортивной символики в рекламе


События в мире спорта активно используются маркетологами и рекламистами для продвижения различных брендов в виде использования той или иной спортивной символики.

В скором времени Россия будет принимать спортивные мероприятия, представляющие большие маркетинговые возможности. Но важно эти возможности использовать грамотно. И не забывать про нюансы, которые мы с вами и разберем ниже.

Нюанс первый: существует законодательное определение понятия

В нашей стране использование спортивной символики в том или ином виде регулируется Федеральным законом от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». 

Он же – дает определение самого понятия символики спортивных мероприятий. Так, к символам, согласно Закону, относим:

  • флаг;
  • логотип;
  • гимн;
  • девиз организатора физкультурного мероприятия или спортивного мероприятия;
  • официальное наименование физкультурного мероприятия или спортивного мероприятия;
  • обозначения, связанные с организатором, образованные на их основе слова и словосочетания и сходные с ними обозначения при упоминании с наименованиями соответствующих видов спорта и (или) указанных мероприятий;
  • зарегистрированные в качестве товарных знаков такого организатора обозначения, охраняемые в качестве промышленных образцов и (или) объектов авторских прав такого организатора талисманы указанных мероприятий, плакаты, опознавательная символика, предметы дизайна указанных мероприятий, кубки и медали участников спортивных соревнований; охраняемые в качестве объектов авторских прав такого организатора произведения науки, литературы и искусства, а также объекты смежных прав такого организатора, содержащие обозначения, которые предназначены для индивидуализации указанных мероприятий; 
  • любые иные обозначения и объекты, разработанные организатором мероприятия для официального использования на указанных мероприятиях и принадлежащие ему.

Нюанс второй: действуют законодательные ограничения

В целом спортивные символы можно разделить на следующие виды: объекты интеллектуальной собственности (товарные знаки, объекты авторских и смежных прав); символы (девиз, гимн, логотип, флаг).

Анализируя Закон о спорте (а именно его положения ч. 2 и 3 ст. 20), мы понимаем, что исключительные права на использование наименования физкультурного мероприятия, спортивного мероприятия, их символики принадлежат организаторам такого мероприятия. Но уточняется, что третьи лица также могут их использовать на основании соглашений, заключаемых в письменной форме с организаторами спортивных мероприятий. Но есть и исключения: если данная символика, названия используются лишь в информационных целях, например, для освещения в СМИ. 

Так, а согласно уже другому российскому Закону – О рекламе, проводя ту или иную рекламную кампанию мы должны убедиться, что компания желающая провести рекламную акцию с использованием символики спортивного события – «закрыла» вопрос с юридической стороны и имеет должное соглашение с правообладателем.

Нюанс третий: за нарушения придется отвечать

Закон о спорте четко описывает ряд ситуаций, когда может наступить ответственность за неправомерное использование спортивной символики. К таковым относятся:

  1. продажа, обмен или иное введение в оборот товаров либо выполнение работ, оказание услуг, если при этом незаконно использовалась символика физкультурных или спортивных мероприятий; 
  2. осуществление любых видов маркетинга (в том числе деятельности по реализации и (или) продвижению товаров, работ, услуг), призванных сформировать у потребителя представление об организаторе физкультурного или спортивного мероприятия, посредством использования символики физкультурного или спортивного мероприятия и иным образом без разрешения такого организатора мероприятия;
  3. введение в заблуждение, в том числе посредством создания ложного представления в результате установления связи с физкультурным или спортивным мероприятием либо с их организатором о причастности к ним производителя товара и (или) рекламодателя в качестве спонсора, партнера, помощника, соорганизатора, агента, лицензиата, поставщика товара, работы, услуги или в любом ином качестве;
  4. введение в заблуждение, в том числе посредством создания ложного представления об одобрении, рекомендации, сертификации организатором физкультурного или спортивного мероприятия товаров, работ, услуг, а также о какой-либо связи товаров, работ, услуг с физкультурными или спортивными мероприятиями.

Здесь может быть поднят вопрос о недобросовестной конкуренции, ответственность за которую установлена ст. 14.33 КоАП РФ. Кроме того, реклама в которой неправомерно используются символики спортивных мероприятий, зарегистрированная в качестве товарного знака, - квалифицируется как недостоверная (п. 4 ч. 2 ст. 5 Закона о рекламе).В соответствии со ст. 38 ответственность за данное правонарушение несет рекламодатель.

Что важно знать, как говорят юристы, не каждое упоминание в рекламных акциях спортивной символики может быть признано как ее использование. Но в настоящий момент с развитием маркетинговых инструментов – определенные возможности законного использования – найти довольно сложно, ведь если мы используем спортивную символику в рекламе – то мы говорим потребителю о причастности бренда к спортивному событию, что уже является нарушением

Закона и может быть расценено как недостоверная реклама.

Уважайте Закон и стройте рекламные кампании без риска для своей репутации и бюджета клиента!

Эдуард Зварич,
CEO Коммуникационнойгруппы МАЙЕР


1597
Re-port.ru
Re-port.ru
+1625.1
ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Я не робот