«Мягкий» ребрендинг для национальных СМИ Татарстана

05.03.2011

В Татарстане озаботились переводом национальных СМИ в электронный формат, чтобы каждый из них нашел свое место в Интернете.

«Мягкий» ребрендинг для национальных СМИ Татарстана
Об этом на онлайн пресс-конференции в «Татар-информ» говорил генеральный директор ОАО «Татмедиа» Айдар Салимгараев. По его словам, национальные СМИ, особенно детские, в этом году получат особую поддержку.

«Сабантуй» в планшете

Все помнят немного карикатурного репортера Шрайбикуса с советских учебников по немецкому языку? Уже в течение года у татарстанских детей может появиться подобный персонаж – Салимгараев назвал его «обаятельным татарином» – который будет сопровождать ребенка с детского садика до старших классов. Этот образ журналиста должен будет помочь ребенку ориентироваться в окружающем мире, в итоге, лучше понять и изучить родной язык. Правда, вопрос пока никак не согласован с министерством образования и науки РТ, но Салимгараев надеется на понимание со стороны чиновников.

Говоря о детских СМИ, руководитель «Татмедиа» признается, что создание их веб-версий – скоро станет вчерашним днем, а думать надо о переходе на версию для iPad. «Видели бы вы, какие возможности дает ребенку планшет, все происходит нажатием на экран, и ребенок просто окунается в этот мир!», – с восторгом рассказывает Салимгараев. Он уверен, что в развитии детских татарских СМИ используются не все возможности. Например, есть большой интеллектуальный потенциал наших детских поэтов и писателей, которые может и очень хотели бы встречаться со своей аудиторией, но не могут – то ли денег нет вывозить их в районы, то ли по другим причинам. Зато есть Интернет – и в скором времени детишки смогут видеть живых поэтов с компьютерных мониторов.

Каждому СМИ – по восемь полос

О необходимости издания федеральной газеты татар говорят уже давно. Почти два десятка лет эту функцию выполняла газета «Татарские новости», выходившая в Москве на деньги татарского бизнесмена Ильяза Муслимова. Пару лет назад он, уже депутат Госдумы, потерял интерес к газете, и перестал ее издавать. Тогда «Татмедиа» пыталось возродить идею федеральной газеты, выпустив один номер «Халкым минем». Формат тот же – качественная плотная бумага, полный цвет, несколько разворотов. Правда, немного изменился контент, он состоял из материалов, собранных из республиканских СМИ, попадающих под тему  - татарская жизнь. По дизайну и содержанию газета больше напоминала рекламную листовку о Татарстане.

По словам Салимгараева, «Халкым минем» начнут издавать снова, но функции федеральной газеты, скорее всего, будет выполнять другой проект. Скоро во всех татарских газетах в регионах России – а их более 30 – появится восьмиполосный вкладыш с новостями со всего татарского мира. Это своеобразное объединение всех печатных татарских СМИ в одно информационное пространство. Полосы, уже сверстанные, будут отсылаться в регионы по интернету, и распечатываться на местах. Дополнительные расходы, появляющиеся у небогатых региональных изданий с прибавлением новых 8 полос, планируется компенсировать с помощью государства.

Круче татар – только якуты

Кстати, о поддержке СМИ государством в течение пресс-конференции упоминали не один раз, и главное, в чем отражается эта поддержка – в госзаказе РТ на СМИ в национальных языках. «Государственные татарские газеты и журналы стали базой для создания нашей национальной журналисткой школы, что дало основу для создания частных изданий, долгие годы наши газеты поддерживали привычку к чтению, и сейчас это делают», – говорит Айдар Салимгараев. По его словам, привычку к чтению выработать сложно – на это уходят годы, а вот забыть, что такое печатный текст, человек в наш компьютерный век может очень быстро.

По итогам 2010 года «Татмедиа» получил премию Тираж года (в совокупности тираж изданий, входящих в ОАО – 195 тысяч). Кстати, свою премию получил и татарстанский «Акчарлак», частная газета народного любимца Габдельфата Сафина. По словам Салимгараева, сегодня среди национальных СМИ с Татарстаном в вопросах тиража конкурирует только Якутия.

Зачем районке интернет-версия?

Этот вопрос уже не уместен, считает руководитель департамента информационных технологий ОАО «Татмедиа» Динар Гарипов. Как он рассказал «еТатар», Интернет входит в жизнь деревенских жителей почти с такой же скоростью, что и в городе. Нет проводного Интернета – есть «мобильные» модемы. Самое время подумать, как привлечь дополнительную аудиторию районкам, используя возможности Интернета.

- Мы будем делать им электронные версии, совершенно бесплатно, и в дальнейшем оказывать техническую поддержку, – говорит Динар Гарипов. – Скорее всего, это будет одна универсальная основа для всех газет, но при желании у газеты может быть и свое «лицо» в интернете, свой дизайн.

Пока во всемирной паутине татарские газеты найти нелегко. Пополняемые работающие сайты имеют только некоторые, например, «Ватаным Татарстан», «Татарстан яшьләре», «Ирек майданы». А из изданий, входящих в «Татмедиа», «Шәһри Чаллы» – чуть ли не единственная газета, имеющая интернет-версию. Значит, желание «Татмедиа» исправить ситуацию очень актуально.

Ребрендиться с минимальными потерями


Не секрет, что сегодня ситуация со многими национальными СМИ в Татарстане продолжает напоминать сказку про Черепаху, который одевал лыжи, когда уже на улице весна, а шел купаться, не замечая, что уже идет снег. Татары вошли в общемировое информационное пространство, активное, постоянно меняющееся, и требующее от них такой же активности и скорости принятия решений. И появление интернет-версий татарских СМИ только усилит включение в это пространство. Тогда многим изданиям придется пересмотреть не только свой контент, но и кадровый состав, ведь актуальный контент могут создавать только те, кто в теме.

О кадрах говорил и Айдар Салимгараев, который обеспокоен тем, что молодые, готовые работать выпускники журфака КФУ не могут найти себе работу, в то же время как издания остро нуждаются в обновлении кадрового состава. Поэтому нужна оптимизация, говорит гендиректор «Татмедиа», хотя творческую часть она пока  почти не затрагивает, а больше техническую, так как то, что раньше делали несколько человек, делает теперь один, с помощью умного компьютера.

- Задача этого года – изменить наши национальные издания, при этом не потерять традиции, наработанные чуть ли не за столетие – многие татарские СМИ имеют столь богатую историю. Печатные версии этих изданий уже имеют своего читателя, который знает, что именно хочет получить, покупая этот журнал или газету. Теперь мы целенаправленно будем развивать Интернет-версии, которые по содержанию и дизайну будут отличаться от печатной. Так и должно быть, потому что у каждой из версий – своя аудитория, у веб-версии она более молодая и мобильная. Но мы осторожно будем относиться к ребрендингу, найдем новые возможности, не потеряв при этом то, что имеем.

Как пример удачного изменения издания Айдар Салимгараев приводит журнал «Сююмбике». В советское время журнал назывался «Азат хатын», и,  как и свои сверстницы «Работница» и «Крестьянка», освещал жизнь тружениц советской страны. После многолетних поисков, кажется, “Сююбике” нашла свое новое лицо. Ее героиня – современная, успешная, при этом прекрасно чувствующая себя в национальной среде, уважающая традиции и культуру татар представительница прекрасной половины человечества.

- Мы создали привлекательный продукт, качественный, интересный, который достоин внимания не только со стороны читательниц, но и рекламодателей, – говорит Айдар Салимгараев. – Мы заявляем, что читатель этого журнала – вполне платежоспособный, современный человек. Если бы наши бизнесмены обратили внимание на такие издания. Размещая в них рекламу, они одновременно делали бы свой вклад в развитие национальных СМИ.



ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :