«Торговлю прессой в Москве - в руки профессионалов!»


24 февраля, в Московской городской Думе состоялось расширенное заседание Комиссии по экономической политике и предпринимательству, посвященное вопросам развития рынка мелкорозничной торговли в Москве

«Торговлю прессой в Москве - в руки профессионалов!»
В мероприятии приняли участие депутаты Думы, представители Правительства Москвы, отраслевых общественных организаций и малого бизнеса. Среди прочих, отрасль распространения печатной продукции представлял председатель правления Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП) Александр Оськин, к которому портал PlanetaSMI.RU и обратился с просьбой поделиться впечатлениями по итогам заседания.

- Александр Владимирович, каким именно вопросам было посвящено заседание комиссии?

- Главным вопросом, стоявшим на повестке дня, стала реализация Постановления Правительства Москвы № 26-ПП от 3 февраля 2011 года «О размещении нестационарных торговых объектов, расположенных в городе Москве на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности». Проблема эта достаточно серьезная, острая и болезненная для малого бизнеса столицы. И отрадно, что большинство представителей этой сферы бизнеса были приглашены на заседание, получив возможность выговориться, рассказать о своих насущных проблемах, задать волнующие их вопросы.

А вопросов здесь очень много. Конечно, благодаря вмешательству мэра Москвы Сергея Собянина, рынок розничных продаж прессы в столице находится в более привилегированном положении - дислокацию объектов по продаже печатной продукции решено не изменять, все они останутся на месте, причем не только павильоны и киоски, но и «ручники». Возможно, это решение властей связано с предстоящими выборами. Не знаю. Однако факт остается фактом объекты прессы решено не трогать. Это особенно важно в свете того, что Москва и так отстает от Европы по количеству точек продаж прессы на душу населения в пять раз.

Однако, не смотря на сохранение дислокации торговых точек, у нашего рынка все равно остается две серьезные проблемы, вызванные принятием нового постановления правительства.

Первая из них касается замены конкурсов на предоставление мест под киоски прессы на аукционы. Проведение аукционов ставит под угрозу весь рынок розничных продаж печати, еще более криминализируя ситуацию, создает возможность для передела рынка, прихода на него фирм-однодневок. Словом, наш непростой и технологичный бизнес находится сегодня под большой угрозой.

Второй серьезной проблемой является попытка регулирования торгового ассортимента. Согласно новому постановлению вся мелкорозничная сеть в своем ассортименте должна иметь не менее 80 % наименований профильной продукции. Но такое ограничение губительно скажется на рынке розничных продаж печати. Газеты и журналы товар низкорентабельный. И при таких ассортиментных ограничениях операторы рынка могут разориться. Их и так давят налоги и постоянно растущие цены на аренду и энергоресурсы. Для того, что бы покрывать расходы, и при этом сдерживать рост цен на такой социально значимый товар как пресса, розничные сети продаж прессы должны иметь какие-то дополнительные источники дохода. В частности за счет реализации сопутствующих товаров.

- А каково ассортиментное соотношение сегодня?

- На данный момент, согласно московским законам, в киосках с прессой может продаваться до 49 % сопутствующих товаров. И, конечно же, резкое сокращение этого ассортимента крайне негативно скажется на рентабельности бизнеса в целом.

Хочу отдельно отметить, что Постановление Правительства Москвы № 26 в части регулирования разрешенного к продаже ассортимента противоречит Гражданскому кодексу РФ, который предусматривает свободу торговли. Только продавец имеет право определять свой ассортимент. Поэтому здесь наблюдается прямое противоречие между региональным, московским, законодательством, и федеральным, что я также отметил в рамках своего выступления на заседании в Мосгордуме.

- Как отреагировали на обозначенные вами проблемы представители Комиссии по экономической политике?

- Председатель комиссии Игорь Серафимович Протопопов ответил, что не планирует вступать в правовую дискуссию со мной. Однако он подчеркнул, что проблемы услышаны. Что стоит за этими его словами - не знаю, но дай Бог, что бы меня действительно услышали.

- Поднимался ли на заседании вопрос об установке новых торговых объектов, предложенных Москомархитектуры?

- Безусловно. В частности, об этом говорил и я в своем выступлении, особо выделив то огромное количество ошибок, которое было допущено Москомархитектуры и Департаментом торговли при разработке новых обликов торговых точек. К сожалению, вынужден констатировать, что эти структуры мало что понимают в системе работы медиаотрасли. И при этом Москомархитектуры пытается диктовать рынку некие условия размещения объектов малого бизнеса! Даже председатель заседания, Игорь Серафимович, слушая представителей ведомства, не выдержал: «Куда вы лезете! Это не ваш вопрос не ваша задача определять какие лотки и киоски должны стоять в интересах горожан», указал, не выдержав, он.

Поэтому, на мой взгляд, было бы правильнее передать данную работу от Департамента торговли и услуг в новый Департамент СМИ и рекламы, как в профильный и понимающий толк в этом деле. Насколько мне известно, сейчас в столичном правительстве идет активная работа по формированию структуры этого департамента, и уже к 1 марта она будет утверждена. Уверен, что будет собран сильный, высокопрофессиональный коллектив.

Более того, по нашему мнению, регулирование деятельности рынка продаж печатной продукции должно также вестись по отдельным законодательным актам, вне двадцать шестого постановления. На заседании я предложил разработать и принять новое специальное постановление правительства Москвы, направленное на регулирование исключительно объектов продаж прессы. Подобный документ уже был принят несколько лет назад. И сейчас самое время его обновить и расширить. Тем более что на дворе - новая цифровая эпоха, эпоха активного развития Интернета. Поэтому такой документ мог бы касаться не только бумажных версий СМИ, но и электронного контента. Цифровая отрасль растет семимильными шагами, появляются электронные киоски прессы, электронные книги и мобильные устройства для их чтения.

Одним словом, очень хотелось бы, что бы новый Департамент СМИ и рекламы сказал свое веское слово в плане регулирования московского рынка, подав хороший пример для всей страны.

- Александр Владимирович, а другие отрасли как они восприняли постановление? Что говорили?

- Я поразился как быстро и как остро наши коллеги, представляющие всю малую розницу Москвы, осознали вредность нового постановления. Уже 1 июля им будет нужно выставлять на новый конкурс все свои торговые точки. Очень печально, но теперь этих ребят будут постоянно «дергать» кого-то каждые полгода, кого-то каждые три месяца... Эти бесконечные «денежные аукционы» сильно обременяют бизнес: мало того, что постоянно дергают, так еще взятки вымогают. Не случайно я в своем выступлении привел пример Калининграда, где под торговые мелкорозничные объекты земля выделяется сроком на 25 лет. Для России такие сроки размещения случай беспрецедентный, тогда как, например, в Париже и Риме земля под мелкорозничные объекты прессы предоставляется вообще бессрочно, пока сам торговец не захочет закрыть свой бизнес. Поэтому такое придирательство наших чиновников к объектам мелкорозничной торговли я отношу как минимум к неразумности, а как максимум к коррупционности. Очень бы хотелось, чтобы управление нашей отраслью все-таки шло по европейскому пути.

- Вам не кажется, что в Москве взят курс на сокращение рынка мелкой розницы?

- Да, такое впечатление создается. Что меня очень беспокоит. Количество точек розничных продаж планируется сократить аж в три раза. Якобы, объекты мелкорозничной торговли уродуют облик города, раздражат население слишком высокими ценами, мешают движению транспорта. Прямо не объекты продаж, а какое-то исчадие ада, хотя в свое время, если вспомнить, мелкая розница спасла Москву от голода, когда в 90-х годах в магазинах просто нечего было купить.

Я, со своей стороны, в этом вопросе вижу два основных аспекта. Первый, положительный: желание сделать все объекты мелкорозничных продаж визуально приличными благородно и должно всячески поддерживаться. Но идущая сейчас откровенная борьба с мелкой розницей плохо и неразумно.

Похоже на чиновничий запал, который в итоге приведет к ущемлению интересов горожан и гостей столицы.

Подозреваю, что все происходящие сегодня на рынке мелкорозничных продаж в Москве пролоббировано ритейлом, крупными торговыми сетями киоски и лотки сильно снижают их оборот, перехватывая покупателя. То есть, по сути, сегодня в столице развернута настоящая торговая война, и чиновники, зная или не зная того, выступают в ней основным оружием.

- Это серьезные обвинения в сторону ритейла.

- Если бы это было бы не так, то не было бы такого стремительного гонения на розницу и сокращения ее объектов с 30 000 до 11 000. Мало того, по результатам такой «деятельности» без работы останется огромное количество людей - чем они будут заниматься?

А если будут ликвидированы торговые точки в подземных переходах (чуть ли не 10 00 объектов), снизится их безопасность. Ведь известно, что торговые объекты, расположенные в переходах, сегодня отвечают за чистоту и безопасность «на вверенной территории». Пользоваться переходами станет опаснее. Понимают ли это наши чиновники?

Кроме того, объекты быстрого питания платят немалые налоги в городской бюджет. В год это примерно 250 млн. рублей. При дефиците бюджета это значимая сумма. Устойчиво платят налоги и остальные мелкорозничные объекты. Почему городу эти деньги вдруг стали не нужны - мне тоже не понятно.

- Чуть выше вы, приводя реплики чиновников, указали, что объекты мелкой розницы якобы вызывают раздражение у простых горожан высокими ценами. Заявление странное, ведь понятно, что люди не закупаются продуктами в палатках на целую неделю для этого они едут в крупные супермаркеты, имеющие совершенно иную ценовую политику. Разве может раздражаться человек от того, что у него есть возможность купить хлеб, пусть и на рубль дороже, но зато рядом с домом?

- Я тоже крайне удивился таким заявлениям. Согласно представленной на заседании информации, не так давно в городе представителями муниципальных структур был проведен опрос, направленный на оценку москвичами торговли через киоски и ларьки. И именно он, якобы, дал подобные результаты. Однако, как потом выяснилось, опрос проводился не среди активного населения столицы. В частности, большую долю респондентов заняли пожилые люди. Разве такое исследование может считаться репрезентативным? Оперирование мнением отдельных пожилых москвичей, при всем уважении к ним, это спекуляция, нечистоплотное передергивание фактов, фактически фальсификация. Я считаю, что такие вопросы, как регулирование розничных продаж, должны решаться не на основе непонятно каким образом полученных данных, а путем консолидированной работы специалистов и исходя из европейских стандартов жизни населения. А стандарты эти подразумевают наличие объектов торговли шаговой доступности, что бы любой человек мог купить хлеб или газету рядом со своим домом.

- На ваш взгляд документ будет дорабатываться?

- Думаю, да, ведь он совершенно сырой. Например, в нем есть указание какие киоски нужно установить, но нет рекомендаций, кто, как и где их будет производить. Когда представителям Москомархитектуры был задан этот вопрос, они в ответ просто пожали плечами: «наверно, это должен решать департамент промышленности города...» Получается, что постановление принято, а вопрос не проработан. Так же как и вопросы контроля за ассортиментом, схемы проведения аукционов. Ни кто из чиновников не смог дать вразумительных пояснений по этим пунктам все только кивали друг на друга.

Словом, документ, который представили на подпись мэру, оказался во многом поспешным и плохо проработанным. Что и было выявлено на заседании в городской думе. Чиновники оказались не готовы ответить на вопросы собравшихся и председательствующего, поэтому просто их записывали в свои блокноты.

Сейчас мы наблюдаем хаос, а не четкую системную работу по наведению порядка в городе. А в итоге вся эта ситуация дискредитирует новое руководство Москвы и конкретно мэра Собянина.


ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :