В соответствии со ст.33 ФЗ «О рекламе» антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный контроль за соблюдением законодательства РФ о рекламе.

Согласно ч. 11 ст. 5 ФЗ «О рекламе», при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования законодательства о государственном языке Российской Федерации.

Согласно Конституции РФ и ФЗ «О государственном языке РФ» (01.06.05. №53-ФЗ) государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык. Государственный язык Российской Федерации подлежит обязательному использованию, в том числе в рекламе (ч.1 ст.3).

При этом, согласно ч. 2 ст. 3 ФЗ «О государственном языке Российской Федерации», в случаях использования в сферах, указанных в части 1 настоящей статьи, наряду с государственным языком Российской Федерации иностранного языка, тексты на русском языке и иностранном языке, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, должны быть идентичными по содержанию и техническому оформлению, выполнены разборчиво, звуковая информация (в том числе в аудио- и аудиовизуальных материалах, теле- и радиопрограммах) на русском языке и указанная информация или иностранном языке, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, также должна быть идентичной по содержанию, звучанию и способам передачи.

Положения ч.2 ст.3 ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» не распространяются на фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания, а также теле- и радиопрограммы, аудио- и аудиовизуальные материалы, печатные издания, предназначенные для обучения государственным языкам республик, находящихся в составе Российской Федерации, другим языкам народов Российской Федерации или иностранным языкам.

Кроме того, в соответствии с п. 1 ч. 5 ст. 5 ФЗ «О рекламе», в рекламе не допускаются использование иностранных слов и выражений, которые могут привести к искажению смысла информации. Однако непонятно, кто и руководствуясь чем, должен определить «искажается смысл информации» или нет. Так для той части потребителей рекламы, которая владеет иностранным языком, информация не искажается, для не владеющих иностранным языком - тоже не искажается, поскольку они ее (информацию) не поймут полностью.

Следует отметить, что Законом о рекламе дифференцирована ответственность рекламораспространителя, рекламодателя и рекламопроизводителя. Законодатель в ст.38 ФЗ «О рекламе» указал, кто из вышеперечисленных субъектов за нарушение какой нормы несет ответственность.

Однако законодательно не установлено лицо, которое может быть привлечено к ответственности за неисполнение ч.11 ст.5 ФЗ «О рекламе», поскольку статьей 38 ФЗ «О рекламе» не предусмотрено, кто из субъектов рекламной деятельности (рекламодатель, рекламораспространитель, рекламопроизводитель) отвечает за нарушение ч.11 ст.5 Закона.

Данный пробел в законодательстве затрудняет практическое применение данной нормы, в частности, невозможность привлечения субъекта (рекламопроизводителя, рекламораспространителя, рекламодателя) к административной ответственности, поскольку применение штрафных санкций за ненадлежащую рекламу, как правило, влечет за собой судебное разбирательство, а это заведомо проигрышные дела в суде, поскольку неизвестно, кто из субъектов все же несет ответственность за нарушение ч.11 ст.5 ФЗ «О рекламе». Именно по указанным причинам с момента вступления в силу Закона (1 июля 2006г.) до июля 2007года Ростовское УФАС России не применяло ч.11 ст.5 ФЗ «О рекламе».

В конце июня текущего года в ходе проведения в г. Ростове-на-Дону заседания Госсовета, Президентом РФ было сделано замечание по факту распространения на территории города многочисленной рекламы на иностранном языке.

По факту распространения рекламы на иностранном языке в работу по приведению распространяемой наружной информации в соответствии с требованиями законодательства РФ о рекламе, о государственном языке активно включились органы исполнительной власти субъекта РФ (Администрация Ростовской области), а в последующем и органы местного самоуправления (в частности, Администрация г. Ростова-на-Дону).

Так при участии специалистов Ростовского УФАС России были подготовлены проекты следующих документов:

1) Письмо в Администрацию Президента РФ, в котором были изложены проблемы практического применения ч.ч.5,11 ст.5 ФЗ «О рекламе».
2) Постановление Главы Администрации Ростовской области №304 от 27.07.07г. «Об использовании государственного языка РФ при размещении средств наружной информации».

Указанное Постановление напрямую не регулирует отношения в сфере рекламы (у глав субъектов РФ нет полномочий в данной сфере), однако регулирует отношения в части использования средств размещения наружной информации (вывески, указатели; информационные таблички рекомендовано оформлять на государственном языке РФ - русском). Кроме того, данным Постановлением перед органами местного самоуправления была поставлена задача:

- осуществить мониторинг средств наружной информации на территории соответствующих муниципальных образований и в случае выявления нарушений направить информацию в Ростовское УФАС России.

Кроме этого, специалисты Ростовского УФАС России приняли участие в круглых столах, проводимых органами местного самоуправления (в частности, Администрацией г. Ростова-на-Дону 27.07.2007г., 18.10.2007г. Министерством экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей Ростовской области 03.10.2007г.), на которых давались разъяснения по использованию в рекламе текста на иностранном языке.

В результате проведения совместных мероприятий, органы местного самоуправления провели более 100 объектов наружной информации (рекламы, вывесок, указателей), составили реестр и направили в Ростовское УФАС России.

В период с июля 2007г. по настоящее время (октябрь 2007г.) сотрудниками отдела защиты о недобросовестной конкуренции и контроля за соблюдением рекламного законодательства Ростовского УФАС России было проведено 130 выездных проверок рекламы с использованием иностранного языка. По результатам проведенной работы по признакам нарушения п.1 ч.5 ст.5, ч.11 ст.5 ФЗ «О рекламе» в отношении рекламодателей (поскольку в соответствии со ст.38 ФЗ «О рекламе» за нарушение ч.5 ст.5 Закона ответственность несут рекламодатели) было:

Возбуждено и рассмотрено - 46 дел (из них 9 дел прекращено в связи с отсутствием состава правонарушения).

По результатам рассмотрения указанных дел было выдано 17 предписаний о прекращении нарушения ФЗ «О рекламе», из них: 16 исполнено, 1 предписание не исполнено в установленный срок (исполнено позже установленного срока на 10 дней), в связи с чем применена мера ответственности к должностному лицу в виде административного штрафа (12 000 рублей) по п.2.4 ст.19.5 КоАП РФ (невыполнение в установленный срок законного предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа). По остальным делам, субъекты приводили рекламу в соответствии с требованиями рекламного законодательства до вынесения решений Комиссией Ростовского УФАС России по существу.

В наружной рекламе, распространяемой на улицах г. Ростова-на-Дону наиболее часто встречается иностранное слово «SALE» (распродажа), а также указание на рекламной вывеске название магазинов, ресторанов на иностранном языке, которое (т.е. название), в свою очередь, не является ни фирменным наименованием общества, ни зарегистрированным товарным знаком (например, вместо того, чтобы на вывеске указать по-русски «Макаронный дом», пишут «PASTA HOUSE»).

Следует отметить, что при проведении проверок по факту распространения наружной рекламы на иностранном языке со стороны органов местного самоуправления выявлены «перегибы». В частности в г. Ростове-на-Дону чиновники остро восприняли критику по факту распространения рекламы на иностранном языке и в этой связи выпустили «Методические рекомендации размещения рекламных установок на зданиях и сооружениях», устанавливающие, что зарегистрированные товарные знаки предприятий иностранных фирм, российских предприятий могут быть выполнены в оригинальном виде в тех случаях, когда эти товарные знаки не имеют русскоязычного написания, а также ширина и высота букв в написании товарных знаков должны быть в 2 раза меньше по отношению к основному тексту, раскрывающему профиль предприятия. Количество и методы реализации изображений товарных знаков не должны доминировать над текстом, раскрывающим профиль предприятия. По мнению Ростовского УФАС России данные требования являются административным барьером, выразившимся в ограничении самостоятельности хозяйствующих субъектов в праве выбора исполнения рекламы с использованием товарного знака, в связи с чем, в отношении Администрации г. Ростова-на-Дону было возбуждено дело по признакам нарушения ч.1 ст.15 ФЗ «О защите конкуренции». Администрация представляет отзыв, указывая, что вышеизложенные требования к размещению рекламных установок на зданиях и сооружениях носят рекомендательный характер и не обязательны для исполнения.

В целом за 10 месяцев 2007г. отделом защиты от недобросовестной конкуренции и контроля за соблюдением рекламного законодательства:

Возбуждено: 200 дел (из них 126 - по Правилам рассмотрения дел по признакам нарушения ФЗ «О рекламе»; 74 - по ст.14.3 КоАП РФ - ненадлежащая реклама); выдано 38 предписаний.

Ростовское УФАС России