Проект

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе»

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (Собрание законодательства Российской Федерации 2006, № 12, ст. 1232) следующие изменения:

1. Статью 3 дополнить частью 13 следующего содержания:

«13) финансовая организация - кредитная организация, кредитный потребительский кооператив, страховщик, страховой брокер, общество взаимного страхования, фондовая биржа, валютная биржа, ломбард, лизинговая компания, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционного фонда, управляющая компания паевого инвестиционного фонда, управляющая компания негосударственного пенсионного фонда, специализированный депозитарий инвестиционного фонда, специализированный депозитарий паевого инвестиционного фонда, специализированный депозитарий негосударственного пенсионного фонда, профессиональный участник рынка ценных бумаг, иное лицо, которое на основании федерального закона вправе совершать банковские операции, осуществлять страховую деятельность и (или) профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг.».

2. Часть 5 статьи 5 дополнить пунктом 7 следующего содержания:

«7) использование слов в превосходной степени, в том числе путем употребления слов «самый», «только», «лучший», «абсолютный», «первый», «единственный» и словосочетаний с их использованием, а также слов «номер 1», «№ 1», «лидер», «главный» и слов, образованных от них, за исключением случаев, когда указанные слова и словосочетания являются частью средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, названия (индивидуального обозначения) обособленного имущественного комплекса либо сведений о местонахождении и иной контактной информации.».

3. В статье 28:

а) пункт 2 части 2 после слов «хотя бы одно из таких условий» дополнить словами «, при этом все эти условия в тексте рекламы должны быть выполнены шрифтом одинакового размера.»;

б) часть 3 изложить в следующей редакции:

«3. Если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее (при указании в рекламе величины процентной ставки по кредиту в рекламе подлежит указанию также полная стоимость кредита), при этом все эти условия в тексте рекламы должны быть выполнены шрифтом одинакового размера.»;

в) дополнить частями 13-14 следующего содержания:

«13. Рекламодателем рекламы финансовых услуг, связанных с привлечением и (или) размещением денежных средств и (или) иного имущества вне зависимости от способа привлечения (размещения) и цели привлечения (размещения), может быть только финансовая организация, за исключением случаев, когда возможность размещения такой рекламы иными лицами прямо предусмотрена федеральным законом.

14. Рекламодателем рекламы услуг, направленных на заключение договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, может быть только товарная или фондовая биржа.».

4. В статье 29:

а) название статьи изложить в следующей редакции:

«Статья 29. Реклама финансовых инструментов»;

б) часть 1 изложить в следующей редакции:

«1. Не допускается реклама ценных бумаг, предложение которых неограниченному кругу лиц не предусмотрено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе реклама ценных бумаг, предназначенных для квалифицированных инвесторов.»;

в) дополнить частями 1.1, 1.2, 1.3 следующего содержания:

«1.1. Рекламодателем рекламы производных финансовых инструментов может быть только товарная биржа или профессиональный участник рынка ценных бумаг.

1.2. Не допускается реклама производных финансовых инструментов, предназначенных для квалифицированных инвесторов, в том числе производных финансовых инструментов, спецификации которых утверждены фондовой биржей, или договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, заключаемых на биржевых торгах товарной биржи.

1.3. Реклама производных финансовых инструментов не должна:

1) обращаться к несовершеннолетним;

2) создавать впечатление, что заключение договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, является способом заработка или получения иного дохода либо иным способом получения средств к существованию;

3) содержать утверждения, которые преувеличивают вероятность получения дохода в результате заключения договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, или преуменьшают степень риска при заключении или исполнении договоров, являющихся производными финансовыми инструментами;

4) содержать свидетельства о получении дохода лицами, которые заключали договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами, но доход по соответствующим договорами не получили;

5) содержать утверждения о том, что заключение договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, имеет важное значение для достижения общественного признания, профессионального, спортивного или личного успеха;

6) создавать впечатление, что получение дохода в результате заключения договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, гарантированно.»;

г) пункт 2 части 5 изложить в следующей редакции:

«2) прогнозы роста цены ценных бумаг.».

5. Часть 7 статьи 38 после слов «частями 1, 4, 7, 8 и 11» дополнить словами «13 и 14», слова «частями 1, 3, 4, 6 и 8 статьи 29» заменить словами «частями 1, 1.1, 1.2, 3, 4, 6 и 8 статьи 29».

Статья 2

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении шести месяцев после дня его официального опубликования.

Президент

Российской Федерации

Пояснительная записка

к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе»

В настоящее время в Федеральном законе от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) установлены общие требования, предъявляемые к рекламе, в том числе запрет недобросовестной рекламы, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами (пункт 1 части 2 статьи 5 Закона о рекламе), а также недостоверной рекламы, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами (пункт 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе).

Широкое распространение получила практика, когда в целях соблюдения приведенных требований рекламодатели сообщают о свойствах объекта рекламирования с использованием таких слов в превосходной степени, как «самый», «только», «лучший», «абсолютный», «первый», «единственный», а также с использованием таких слов и выражений, как «главный», «номер 1», «№1», «лидер». При этом достоверность сведений в такой рекламе о наличии данных преимуществ у объекта рекламирования по сравнению с иными товарами подтверждается путем ссылки на результаты опроса мнений определенного круга лиц, результатов конкретных конкурсов, сравнительных исследований и т.п.

Обобщение практики антимонопольных органов позволяет сделать вывод, что такие выражения широко используются в том числе при рекламе различных финансовых услуг, а именно при характеристике услуг по предоставлению денежных средств («самый доступный кредит», «лучший кредит», «самые низкие ставки», «самые выгодные условия»), услуг по привлечению денежных средств во вклады («максимальный процент», «самые высокие процентные ставки», «самые выгодные сбережения», «лучшие условия»), а также в целях указания на какие-либо преимущества организаций-рекламодателей, оказывающих данные услуги («единственная организация», предоставляющая указанную в рекламе услугу, например, страхование вкладов и т.п., «самый динамично развивающийся банк», «самый устойчивый банк», «лучший региональный банк», «первый по капиталу банк», «лидер рынка»), при этом сравнение используется, как правило, за указанный в рекламе период либо на территории какого-либо региона, однако реклама создает впечатление о достоверности такого сравнения при любых обстоятельствах.

Во многих случаях из рекламных материалов потребители рекламы не получают информацию о рекламируемом товаре в доступной форме и в полном объеме.

Например, сведения о преимуществах объекта рекламирования, в том числе о наиболее привлекательных условиях оказания финансовых услуг, выделяются на фоне остальной информации, а информация о подтверждении таких сведений либо об иных условиях оказания таких услуг, как правило, сообщается в рекламе мелким нечитаемым шрифтом, что затрудняет возможность ознакомления с нею при восприятии рекламы потребителем (например, «самый высокий доход по вкладу» с уточнением мелким шрифтом «*среди вкладов банка с аналогичными условиями»). В случае распространения данной информации в телепрограммах часто о преимуществах рекламируемого товара предоставляется звуковая информация, а уточняющие сведения включены в видеоряд рекламного ролика текстом с мелким шрифтом.

В случае, если уточнение не будет донесено до потребителя рекламы по причине нечитаемости шрифта или отсутствия технической возможности воспринять одновременно звуковую и текстовую информацию, оценка объекта рекламирования может производиться потребителем рекламы по любому из возможных критериев (то есть сформируется мнение, что услуга данного производителя имеет преимущества перед любыми аналогичными услугами на данном рынке). Если нечитаемым шрифтом изложены существенные условия оказания услуг, возможно, что решение о выборе той или иной услуги будет принято на основании неполной информации, при этом фактически потребитель услуги сможет получить указанное в рекламе преимущество только при определенных условиях.

Кроме того, в большинстве случаев опросы, конкурсы, исследования, результаты которых приводятся в рекламе, не являются достаточно репрезентативными, поскольку часто сравнение осуществляется среди ограниченного перечня аналогичных товаров, узкого круга потребителей, по результатам специализированных конкурсов, выставок, таким образом, вывод о преимуществах рекламируемого товара основан на мнении незначительного круга лиц.

В ряде случаев используется указание на преимущество объекта рекламирования, установленное по результатам опроса либо исследования, проведенного значительно раньше периода размещения рекламы, причем фактические сроки проведения опроса либо исследования указываются мелким нечитаемым шрифтом. Очевидно, что результаты таких исследований не содержат сведений о соотношении объекта рекламирования и аналогичных товаров (услуг), имеющихся на рынке в период фактического размещения рекламы.

Сообщение такой информации может создавать у потребителей ожидания, не соответствующие реальным свойствам рекламируемого товара, в том числе финансовых услуг.

Финансовые услуги в настоящее время пользуются большим спросом, в первую очередь среди физических лиц, которые намерены выбрать наиболее эффективный и выгодный способ вложения денежных средств либо получения кредита. Соответственно достоверность рекламы и соответствие ее восприятия потребителем фактическому содержанию и качеству услуг имеют существенное значение для защиты экономических прав граждан и организацией и предотвращения недобросовестной конкуренции.

С 1 января 2010 года вступает в силу Федеральный закон от 25.11.2009 № 281-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в частности, в Федеральной закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» и Закон Российской Федерации от 20.02.1992 № 2383-1 «О товарных биржах и биржевой торговле»). В данном законе вводится ряд правовых новелл, таких как понятие договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, изменения в регулировании биржевой торговли, закрепление права фондовых бирж оказывать услуги, непосредственно способствующие заключению договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, а товарных бирж – только в отношении производных финансовых инструментов, предусмотренных федеральным законом, регулирующим деятельность товарных бирж.

Таким образом, вступающие в силу изменения законодательства определяют правовое поле для деятельности целого ряда посредников, находившихся ранее вне правового регулирования. В первую очередь, эти изменения коснутся тех компаний, которые ранее обещали для российского потребителя возможность так называемого «прямого доступа» на рынок FOREX, не имея каких-либо лицензий для работы на российском финансовом рынке или для осуществления каких-либо банковских операций, не подпадая под надзор и контроль государственных органов, и вводя в заблуждения потребителей своих услуг. Помимо того, что с января 2010 года такая деятельность будет невозможна для любых организаций, не являющихся фондовыми или товарными биржами, на основании Законов «О рынке ценных бумаг» и «О товарных биржах и биржевой торговле», законопроект запрещает рекламирование таких услуг лицам, не являющимся товарными биржами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг.

В законопроекте вводится запрет на рекламу финансовых услуг лицами, не являющимися финансовыми организациями. Для этих целей предлагается дать определение финансовой организации в Федеральном законе «О рекламе». Кроме того, нашли отражения в законопроекте и изменения в регулировании финансовых рынков, связанные с наличием института «квалифицированные инвесторы» на российском рынке ценных бумаг.

Разработчики законопроекта посчитали необходимым отразить в законопроекте изменения регулирования финансовых рынков и биржевой торговли, изменив и дополнив статью 29 Федерального закона «О рекламе», которая в действующей редакции регулирует рекламу только ценных бумаг. Предполагается расширить действие статьи 29 Федерального закона «О рекламе», и установить требования к рекламе не только ценных бумаг, но и производных финансовых инструментов. Так, законопроект содержит нормы, ограничивающие рекламу таких инструментов, запрещающие в рекламе обращаться к несовершеннолетним, создавать впечатление, что заключение договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, является способом заработка или получения иного дохода и т.д.

В целом предлагаемые изменения направлены на ужесточение требований к рекламе финансовых услуг и финансовых инструментов и введение четких ограничений и запретов для рекламодателей таких услуг. Предлагаемые законопроектом ограничения направлены на предотвращение ситуации, связанной с фактическим введением потребителя в заблуждение, в том числе со стороны организаторов «финансовых пирамид», и создают дополнительную гарантию прав потребителей финансовых услуг. Однако закрепление указанных ограничений исключительно для рекламы финансовых услуг не отвечает целям Федерального закона «О рекламе», поскольку создает возможность для фактического введения в заблуждение потребителей в рекламе других товаров.

Перечень слов и выражений, использование которых в рекламе не допускается, учитывает наиболее распространенные в настоящее время формулировки рекламных материалов и одновременно не влечет излишнего и необоснованного ограничения прав участников рекламного рынка по использованию выразительных средств в рекламе.