Реалити-шоу оторвались от реальности

13.11.2006

Три четверти зрителей во всем мире недовольны засильем реалити-шоу на телевидении. Таковы результаты нового исследования ACNielsen. По числу недовольных реалити-шоу Россия оказалась на втором месте, однако на рейтинги проектов это не повлияло

В конце девяностых–начале двухтысячных годов реалити-шоу стали одним из самых популярных жанров на российском телевидении. Их смотрели всей страной, они становились темами ожесточенных общественных обсуждений, а герои реалити из обычных людей превращались в культовых персонажей.

Правда, ненадолго – мало кто сегодня вспомнит действующих лиц первого российского реалити-шоу «За стеклом».

Однако в момент бума реалити многие телеканалы в России и мире сочли необходимым сделать свой проект в этом жанре. А некоторые – такие как ТНТ – решили и вовсе занять нишу реалити, почти отказавшись от других форматов. «Чтобы заполнить расписание, телевизионные корпорации во всем мире сделали ставку на реалити-шоу, так как подобные проекты, во-первых, не требуют больших вложений а, во-вторых, обеспечивают колоссальные рейтинги», – объясняет Александр Письменный, генеральный директор компании ACNielsen.

Беспрецедентные рейтинги, которые приносят реалити-шоу, привели к перенасыщению рынка телепродукции проектами этого жанра. Следить за перипетиями разнообразных «застекольщиков», которые в большинстве своем сходят с ума от безделья перед телекамерами, становится все менее интересно. А количество реалити, наводнивших телеэфир, серьезно подорвало интерес к ним зрителей. «Пока некоторые из этих проектов остаются достаточно популярными, но в связи с тем, что количество реалити-шоу значительно увеличилось, зрители начали уставать от них», – считает Письменный.

По данным исследования ACNielsen, больше всего реалити-шоу утомили зрителей европейских стран. Именно в Европе стартовали культовые проекты «Поп-Идол» и «Большой Брат», которые позже по лицензии были воспроизведены во многих странах мира. Но сейчас 84% жителей Европы согласны с утверждением, что сегодня на телевидении слишком много реалити-шоу, в Северной Америке этот показатель составляет 83%, а в странах Азиатско-Тихоокеанского региона – 68%. Самыми раздражительными из всех европейцев оказались греки и россияне.

Жители Греции (96%) и России (94%) в наибольшей степени испытывают на себе перенасыщение реалити-шоу. Согласно данным опроса, они полагают, что на данный момент в телеэфире слишком много таких проектов.

Однако эти данные в очередной раз демонстрируют противоречивость российских граждан. Например, директор по телеизмерениям компании TNS Gallup Media Александр Костюк считает, что раздражение наших соотечественников вовсе не повод хоронить жанр «реалити» в России. «Реалити-шоу – это нишевый жанр, который не претендует на всеобъемлющую любовь, – говорит он. – Проекты «За стеклом» и «Последний герой» собирали фантастическую аудиторию. Но после значительного взлета реалити они заняли четкую позицию на телерынке». По мнению Костюка, позиция реалити-шоу не должна быть и уже не будет массовой:

«У реалити-шоу есть достаточно лояльная аудитория, и эта тенденция очень стабильна – у жанра есть своя постоянная публика, которая делает рейтинги проектам».

На телеканале ТНТ, который прочно обосновался в нише реалити-шоу, вопрос «Газеты.Ru» о раздражении зрителей обилием реалити-шоу сочли неуместным. В департаменте внеэфирного промоушна ответили, что рейтинги проекта «Дом-2» по-прежнему очень высоки. И это при том, что программа идет уже несколько лет, за что даже попала в Книгу рекордов Гинесса.

Феномен «Дома-2» Костюк объясняет просто – проект попал в свою аудиторию. «Заметьте, «Большой Брат», сделанный ТНТ по импортной лицензии, прошел очень слабо, – подчеркивает аналитик. – А вот произведенный собственными силами канала «Дом-2» по-прежнему получает отличные рейтинги». Несмотря на это, еще летом этого года гендиректор ТНТ Роман Петренко признавался «Газете.Ru» в том, что как только у канала появится достойная замена «Дому-2», проект закроют. От него устали даже сами телевизионщики. Правда, рейтинговость реалити – самый надежный способ для телеканала заработать денег.

«Реалити-шоу – отличный способ размещения рекламы, и этим пользуются маркетологи».

«Во-первых, из-за высоких показателей популярности, а во-вторых, в программах такого рода всегда легче размещать рекламу тех или иных продуктов, – говорит Письменный. – Но специалистам по маркетингу следует принять во внимание факт «усталости» от реалити-шоу, который грозит сказаться на рейтингах, и, возможно, направить свои ресурсы в те страны, где реалити-шоу все еще пользуются всеобъемлющей популярностью».

Судя по всему, российские маркетологи телеканалов уже почувствовали тенденцию растущего раздражения против реалити-шоу. Кроме ТНТ, мало кто решается запускать подобные проекты. После феноменального успеха «Последнего героя» в эфире «Первого канала» не было реалити-шоу. Однако сейчас о планах «Первого» в этом жанре ничего не известно, по крайней мере, в ближайших планах таких шоу нет, а сетку вещания на весь сезон канал не раскрывает.

Нет реалити и на «России», и на СТС, который с самого начала занял принципиальную позицию: реалити-шоу каналу неинтересны. Из общефедеральных каналов пытается конкурировать с ТНТ лишь Ren TV – совсем недавно здесь закончилось реалити «Красавицы и умники», которое, судя по цифрам, телезрители практически не заметили. По информации «Газеты.Ru» реалити должны были появиться и на обновленном ТВЦ, однако пока канал не представил проектов в этом жанре. Поэтому скорее всего лишь ТНТ будет производить реалити-шоу, пытаясь угадать, что меньше всего раздражает зрителей. Причем каналу придется и дальше пытаться придумывать оригинальные форматы – большинство лицензионных реалити-шоу в России не прижились.


Алина Ребель

ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Я не робот