За расходы потребителей на развлечения борются крупные компании: издательства, продюсерские центры, театры и музеи, поставившие производство на поток.
Однако журнал «РБК» впервые исследовал не производителей, а бренды — и выяснил, сколько денег собирают в кассе отдельные мероприятия.
В рейтинг вошли книги, выставки, концерты, фестивали, спортивные мероприятия, теле-программы и постановки, имевшие самый большой потребительский успех за последний сезон — с 31 мая 2014 по 31 мая 2015 года. При этом из рейтинга исключили кинофильмы: они «отъедают» бОльшую часть рынка развлечений (86%), к тому же речь только о голливудских фильмах (в топ-10 по сборам нет ни одного российского).
За пределами киноиндустрии первые места в рейтинге тоже сохраняют международные проекты. Четыре позиции в первой пятерке занимают прямые переложения транснациональных продуктов.
Если не учитывать кино, остальные развлечения относятся к самым разным жанрам. Больше всего в рейтинге балетов (13), затем — концертов и музыкальных фестивалей (5+4), семь телепередач (включая один сериал), по шесть — выставок и книг, по два мюзикла, цирковых и ледовых представления и, наконец, гонка, опера и спектакль.
Топ-10 самых кассовых развлечений
Позиция в рейтинге |
Название |
Жанр |
Место |
Выручка, млн руб. |
1 |
«Пусть говорят» |
Телепрограмма |
Первый канал |
1564 |
2 |
«Призрак оперы» |
Мюзикл |
Театр МДМ |
1158 |
3 |
«Голос» |
Телепрограмма |
Первый канал |
849 |
4 |
«Формула 1» |
Гонка |
Сочи Автодром |
600 |
5 |
«Красавица и чудовище» |
Мюзикл |
Театр «Россия» |
532 |
6 |
«Голос. Дети» |
Телепрограмма |
Первый канал |
489 |
7 |
ID |
Цирковое представление |
12 городов |
400 |
8 |
«Человек и закон» |
Телепрограмма |
Первый канал |
284 |
9 |
«При Дворе российских императоров. Костюм XVIII– начала XIX века в собрании Эрмитажа» |
Выставка |
Государственный Эрмитаж |
261 |
10 |
«Поле чудес» |
Телепрограмма |
Первый канал |
250 |
Источник: EtatControlInternational, «TNS Россия», данные организаторов, журнал «Книжная индустрия», расчеты РБК.