Е.Скрынник: потребности мирового рынка и возможности сельского хозяйства России


Новые перспективы и точки роста отечественного агропромышленного комплекса на долгосрочную перспективу

На протяжении последних лет мы привыкли к лидирующей роли сельского хозяйства в экономике страны, к стабильно растущим показателям производства, расширению присутствия России на международных рынках. Все это результат огромного труда, продуманной политики руководства страны, комплексной стратегии развития, которую в течение 17 лет усердно претворяли в жизнь наши аграрии, региональные власти.

Пришло время определить новые ориентиры, точки роста отечественного агропромышленного комплекса на долгосрочную перспективу. Но для этого следует четко понимать, какой бэкграунд есть у нашего сельского хозяйства, какие показатели достигнуты, какие мировые тренды набирают обороты.

Один из главных результатов последних лет - стабильность роста объемов сельхозпродукции по всем основным направлениям – растениеводству, мясному и молочному животноводству. Из 8 базовых параметров самообеспечения, заложенных в Доктрине продовольственной безопасности, отечественные аграрии выполнили 6, в том числе по зерну, сахару, растительному маслу, картофелю. Причем этот рост позволяет выходить на внешний рынок не только в традиционном зерновом и масличном сегментах, но и в относительно новых – сахарном, кондитерском, мясном (свинина и мясо птицы) и других.

Несмотря на санкционную риторику, мы отмечаем серьезный рост интереса к нашему сельскому хозяйству со стороны иностранных инвесторов – один из главных индикаторов потенциала развития отрасли. В частности, среди наиболее значительных проектов совместных инвестиционных фондов (Российского фонда прямых инвестиций и ОАЭ, РФПИ и Турции) - проекты в сфере сельского хозяйства. Крупный бизнес Китая, Японии, Кореи и Вьетнама готовится к масштабной экспансии капиталов на Дальнем Востоке.

В регионах полным ходом идет реализация крупных инвестиционных проектов, расширяется линейка вводимых в эксплуатацию производств (субъекты запускают инновационные овощеводческие кластеры, активно осваивают выращивание грибов, ягод в промышленных масштабах, сбор дикоросов и др.), появляются новые региональные продуктовые бренды. Субъекты наращивают как внутрироссийский, так и внешнеторговый оборот сельхозпродукцией.

Как видим, отечественное сельское хозяйство по праву занимает лидирующее положение в экономике России. Его главная цель – насыщение внутреннего рынка качественными, экологически чистыми и доступными продуктами питания, а также обеспечение мирового лидерства страны на глобальном продовольственном рынке.

Такой масштаб обусловлен как внутренними, так и внешними факторами.

По прогнозам Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), численность населения в мире к 2050 году увеличится почти до 10 млрд. человек. На 50% возрастет мировой спрос на сельхозпродукцию. Особенно повысится спрос на молочную продукцию, а также на фрукты, зерно и овощи. Основное увеличение спроса придется на страны, наименее обеспеченные ресурсами, – государства Африки и Азии.
В перспективе до 2050 года объем мирового рынка продовольствия возрастет с текущих $ 1,4 трлн. до $2,1 – $2,6 трлн.

С одной стороны, потребность в продуктах питания будет расти, а с другой - возможность по ее удовлетворению будет снижаться. Уже в ближайшие 10-20 лет многие государства столкнутся не только с дефицитом пресной воды, но и земель для ведения сельского хозяйства. В силу ряда причин - эрозии, урбанизации, загрязнения, объемы пахотных земель будут стремительно сокращаться. ФАО ООН ожидает, что к 2050 году будет дополнительно введено 120 млн. га пашни, но при этом из-за деградации не менее 50 млн. га будет выведено из оборота (за последние 50 лет из-за неправильного использования деградировало до 25% земель). В результате средняя по миру обеспеченность пашней снизится с 0,21 до 0,16 га/чел.

Дополнят картину масштабные климатические изменения, которые затронут большинство стран планеты. В результате, только в очень немногих из них, в том числе в России, Канаде и некоторых других произойдет существенное улучшение условий ведения сельского хозяйства.

Обозначенные тренды особенно ярко подчеркивают преимущества России.

Во-первых, мы обладаем значительным земельным потенциалом, который даже при экстенсивном использовании может обеспечить солидную прибавку к объемам производства сельхозпродукции. Например, за счет возврата в оборот всех ранее обрабатываемых сельскохозяйственных земель можно увеличить производство сельскохозяйственной продукции на 30% - 40%.

Во-вторых, у России самые большие запасы пресной воды в мире (с учетом ледников). Немаловажное преимущество на фоне возможного двукратного увеличения спроса на этот ресурс к 2050 г. В результате, по оценкам ФАО ООН, с дефицитом питьевой воды столкнутся 54 страны (до 40% всего населения земли), что приведет к сокращению ее использования для нужд сельского хозяйства.

В-третьих, мы занимаем выгодное географическое положение, которое позволяет вести широкоформатную торговлю со многими странами, гибко подстраиваться под изменение спроса, держать под контролем продовольственные локальные рынки по периметру границ.

Кроме того, значительные возможности для ускоренного роста сельского хозяйства России связаны с повышением уровня урожайности культур, которая пока ниже среднемировой. По зерновым в нашей стране средняя урожайность составляет 24-27 центнеров с гектара, тогда как в Канаде – 37, а в среднем по миру –около 40 ц/га. Нам предстоит существенно нарастить объемы внесения минеральных удобрений (в среднем по стране вносится чуть более 30 кг минудобрений на гектар, в Аргентине – 36 кг/га, в Австралии – 54,2 кг/га, в Канаде – 89,4 кг/га).

С учетом ресурсного потенциала страны Россия вполне может занять в течение 15-20 лет 15% мирового рынка продовольствия (до $150 млрд). Потребуется создать и реализовать гибкую модель качественно нового, адаптивного, инновационного сельского хозяйства. И для этого у нас есть все возможности.

Технологии, экспорт, трейдинг

Конкретные меры и механизмы их реализации представлены в разработанной Международным независимым институтом аграрной политики Стратегии развития сельского хозяйства до 2035 года и на период до 2050 года.

Мы детально изучили мировой опыт ведущих аграрных держав – США, Бразилии, Германии, аккумулировали самые передовые разработки по всем основным подотраслям сельского хозяйства в тесном контакте с отечественными и зарубежными институтами развития.

Исходя из этого, хочу отдельно остановиться на вопросе технологий. Несмотря на впечатляющие достижения, на сегодняшний день в отрасли сохраняется сильная зависимость от импортных семян, генетического материала, агрохимии. Например, мы вынуждены закупать от 40 до 80% семян сахарной свеклы, подсолнечника, кукурузы и овощей, почти 95% генетического материала в мясном птицеводстве. Это большой риск, особенно если учитывать высокую консолидацию мирового рынка агротехнологий, где доминируют несколько крупных игроков.

Такое положение дел нужно менять за счет создания собственной технологической базы по всем ключевым подотраслям. Мы должны держать руку на пульсе ультрасовременных тенденций - робототехники, интернета вещей, спутникового мониторинга и дистанционного контроля за производственными процессами.

В регионах идет процесс формирования научно-производственных кластеров, но теперь предстоит скоординировать эту работу в рамках единой национальной системы технологического развития, включающей научные исследования и разработки, трансфер технологий и знаний, взаимодействие с высокотехнологичными международными компаниями, развитие системы прогнозирования.

Можно использовать позитивный иностранный опыт по приобретению компаний-технологических лидеров. Например, благодаря серии покупок и партнерств с мировыми технологическими лидерами Китай получил доступ к передовым разработкам практически во всех секторах – семеноводство, агрохимия, генетика и др. Самым крупным приобретением стала покупка швейцарской Syngenta (№3 в мире на рынке семян и №2 в агрохимии) за $46 млрд.

Создание собственной агротехнологической базы позволит перезагрузить сельское хозяйство страны, вывести его на качественно новый уровень и придать дополнительный импульс экспорту - главному драйверу роста отрасли в ближайшей перспективе.

Вот несколько цифр - население России составляет лишь 1,9% от общей численности населения в мире, при этом наша страна производит более 3,3% от объема сельскохозяйственной продукции в мире. По картофелю доля России на глобальном рынке составляет всего 0,1% при производстве в 8,4% от мирового объема, по мясу птицы – 1% (производство 4%), свинине – менее десятой доли процента (производство 2,6%). Все эти направления имеют отличный потенциал для роста экспорта.

Широкое климатическое разнообразие и контроль над 55% черноземов позволяет нам выращивать широкий спектр продовольственных культур с приемлемой производительностью, включая возможности производства «премиальной» экологически чистой органической продукции. Плюс ко всему - эффективная логистическая доступность ключевых рынков продовольствия – ЕС через Европейскую часть, Китай и ЮВА через Сибирь и Дальний Восток, Африка и Ближний Восток через южные порты.

Россия к 2035 году способна увеличить экспорт сахара и продукции переработки – в 7,4 раза, растительного масла – в 3 раза, масличных – в 12 раз, мяса – в 40 и более раз, значительно укрепить позиции на мировом рынке продовольствия, в том числе в сегментах с высокой добавленной стоимостью.

При этом внутренние факторы роста экспорта должны дополняться системной грамотной внешнеторговой работой, и здесь просто не обойтись без создания общенациональной трейдинговой структуры. Например, за счет того, что американские компании доминируют в секторах трейдинга (Cargil, ADM, Bunge), де-факто контролируя логистическую инфраструктуру аграрного рынка по всему миру, а также частично влияя на ценообразование, США являются вторым после ЕС мировым экспортером продовольствия. И планируют увеличить к 2025 году его экспортные поставки со $120 млрд. до $175 млрд., а в перспективе и вовсе удвоить данный объем. В свою очередь Китай практически с нуля сформировал собственную международную трейдинговую инфраструктуру, приобретя за $5 млрд. двух трейдеров из ТОП-10 мировых лидеров - Nobel и Nidera и затем продолжив самостоятельную экспансию.

К тому же нам следует более активно использовать экспортные рычаги в рамках крупных блоковых объединений – ШОС, АСЕАН, БРИКС, ЕАЭС. Открытие зон свободной торговли со странами, входящими в союзы, - хорошая возможность зарекомендовать себя в качестве ведущего поставщика, в том числе товаров с высокой добавленной стоимостью.

Фермеры, сельский туризм, малые деревни

На фоне растущего мирового спроса на продовольствие, активного наращивания экспорта не менее важно реализовать комплекс мер по социальному развитию села, поддержке фермеров, кооперации, развитию малых деревень. Это вопрос социального контроля над обширными территориями, сохранения культурного наследия, исторической памяти - в России более четверти населения проживает в сельской местности.

Как подчеркнул президент Владимир Владимирович Путин, «фермеры заслуживают того, чтобы государство их поддерживало».

По итогам Всероссийской сельхозпереписи за последние годы произошло значительное укрупнение фермерских хозяйств, рост производства сельхозпродукции в фермерских хозяйствах опережает динамику производства сельхозорганизаций. Например, надой на одну корову в КФХ вырос за 15 лет на 60% и достиг в 2016 году 3,5 тыс. литров. В целом на долю фермеров приходится 12% от общего объема продукции агропромышленного комплекса. Задача – довести этот показатель до 30–40%, а в идеале – до 50%.

Крайне важно обеспечить сохранение многоукладности сельского хозяйства, чтобы гармонично развивались все формы бизнеса – крупные агрохолдинги, средние и небольшие фермеры. У каждой группы свое предназначение. Агрохолдинги могут успешнее решать масштабные производственные, экспортные задачи, фермеры могут сосредоточиться на продукции сегмента «эко», развивать специфические нишевые направления.

Отдельное внимание в этой связи нужно уделить развитию сельхозкооперации, в том числе вертикальной интеграции фермерских хозяйств с крупными агропредприятиями.

Несмотря на стремительный рост количества сельхозкооперативов, - за последние 10 лет этот показатель увеличился почти в семь раз и составил порядка 7 тысяч - их вклад в общий объем производства сельхозпродукции не превышает 0,5%. Тогда как в Дании, например, благодаря развитию этого института, всего лишь 6% населения, задействованные в агросфере, успешно обеспечивают все внутренние потребности и активно экспортируют мясомолочную продукцию. Также можно привести пример финской компании «Валио», которая возникла как объединение сельхозкооперативов для внешних поставок высококачественных молочных продуктов.

Перспективным представляется и взаимодействие по принципу вертикальной интеграции фермерских хозяйств и агрохолдингов. В нашей стране есть такой позитивный опыт. Выгода очевидна – фермеры обеспечены стабильной сбытовой площадкой, холдинг – стабильными поставщиками, заинтересованными в производстве качественной, экологически чистой продукции.

Дополнительные возможности получения фермерами доходов, развития социальной инфраструктуры на селе предоставляет сельский туризм. Это отдельное большое направление, способное обеспечить до 50 млрд. рублей ежегодно и трудоустройство 60 тысяч селян, несмотря на то, что в настоящее время в структуре внутреннего российского туристического потока сельский туризм занимает около 2%. К 2030 году доля выручки от сельского туризма в доходах российских фермеров может возрасти до 10%.

По оценкам Всемирной туристской организации, сельский туризм входит в пятерку основных стратегических направлений развития туризма в мире до 2020 года. Агротуризм в Европе приносит около 20-30% общего дохода туриндустрии.

Развитие сельского туризма является дополнительным драйвером роста сельского хозяйства за счет диверсификации агропроизводства, увеличения доли экопродукции, повышения уровня доходов фермеров.

На сегодняшний день в российских регионах данный сегмент туристического рынка активно развивается. Лидерами в организации агротуризма являются Алтайский край, Московская, Белгородская, Владимирская, Ивановская, Новгородская, Архангельская, Ленинградская, Псковская области, Карелия, Чувашия и многие другие.

Постепенно приживаются у нас «британская» модель агротуризма, основанная на верховых прогулках, охоте, рыбалке, «французская» - дегустация вин, кулинарии, «немецкая», когда городские жители приезжают потрудиться вместе с фермерами на земле.

Наиболее востребованы экскурсии на мясные, молочные фермы, сыроварни, в места, где культивируются традиционные ремесла и старинные промыслы. В рамках агротуризма популярность набирают гастрономический, событийный туризм (поездка приурочена к какому-нибудь местному празднику или историческому событию).

Вместе с тем, на данном этапе необходима единая законодательная база, которая бы регламентировала развитие сельского туризма в стране, смогла обобщить и эффективно использовать богатый зарубежный опыт в данной сфере.

Принятие закона об агротуризме обеспечит возможность стратегического планирования для частных инвесторов, гарантирует их финансовые вложения. Это позволит создать динамичную систему развития отрасли, основанную на унифицированных с мировыми стандартами правилах, формировании высококачественного сервиса.

Существенным резервом роста отрасли также является развитие малых деревень. В разработанной МНИАП Стратегии-2035 сохранению малых деревень, повышению их роли в успешном развитии отрасли и экономики страны в целом уделено особое внимание. Высокое качество жизни - в малых селах!

Социальное благоустройство малых и отдаленных сел является важным индикатором устойчивого развития сельских территорий
Повышение качества жизни в малых и отдаленных от административных центров селах может стать одним из ключевых направлений поддержки развития сельских территорий в среднесрочной перспективе.

Ранее Президент России Владимир Путин в своем послании Федеральному Собранию поставил задачу, чтобы «социальная сфера становилась ближе к людям, к их запросам, была более современной и справедливой». В целом глава государства подчеркнул, что «смысл всей нашей политики – это сбережение людей, умножение человеческого капитала как главного богатства России».

Социальное благоустройство малых деревень и сел – это не только важная задача с точки зрения обеспечения стабильного социально-экономического развития отдельно взятого региона, роста конкурентоспособности аграрного сектора, формирования эффективной системы регионализации, но и вопрос геополитики.

Несмотря на низкую численность населения (до ста человек), малые села обладают значительным природно-ресурсным, историко-культурным потенциалом. Кроме того, являются центрами сохранения национальной культуры коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, представляют собой важный ресурс развития сельского туризма.

Эффективной реализации этих возможностей будут способствовать повышение уровня обеспечения поселений качественными социальными услугами образования, медицинского, торгового, бытового обслуживания, а также современными средствами коммуникации, развитие дорожно-транспортной инфраструктуры, альтернативных видов занятости.

Говоря о поддержке малых сел, хочется особо отметить социокультурный, гуманитарный аспекты. Для подрастающего поколения это историческая память, чувство своей малой родины, из которого вырастает подлинный патриотизм, любовь к своей стране.

Регионализация

Решение задач по обеспечению продовольственной безопасности, ценовой стабильности на продукты питания, активный рост сельского хозяйства, реализация крупных инвестиционных проектов сформировали запрос на регионализацию в отрасли, создание более эффективной системы использования биоклиматических и производственных ресурсов в рамках единой системы агропоясов.

Такая система позволит не только более адекватно учитывать биоресурсные особенности, но и реальную динамику социально-экономических возможностей регионов, внедрить экономические механизмы, которые помогут гибко использовать их конкурентные преимущества, создавать новые точки роста.

Президент Владимир Путин в своем послании Федеральному Собранию отметил, что субъекты должны иметь больше свободы для маневра при распределении федеральных субсидий в сельском хозяйстве, чтобы обеспечить самые актуальные потребности. А с другой стороны – нести большую ответственность за расходование государственных средств.

Кстати, о стремлении региональных элит повысить свою роль в управлении страной, стать агентами целесообразных для субъектов социально-экономических изменений говорит и исследование Центра стратегических разработок (ЦСР) Алексея Кудрина.

Обладая четким представлением о производственных ориентирах в разрезе регионов, мы сможем более рационально размещать те или иные производства, выстраивать оптимальные логистические цепочки, преодолевать «узкие» места в инфраструктуре, свести к минимуму потери от затоваривания в случае перепроизводства. В целом регионализация позволит добиться мощного мультипликативного эффекта без больших дополнительных вложений бюджетных средств. Главная цель – повысить доходность регионов за счет увеличения объемов продукции с добавленной стоимостью, придать дополнительный импульс локальным рынкам, усилить возможности по трансферу технологий и капиталов.

Защита потребителей

Еще одним важным направлением, без которого трудно себе представить долгосрочную Стратегию развития отрасли, является комплексная защита прав потребителей.

Нам необходимо реализовать более четкие механизмы обеспечения прав потребителей. И речь идет не только о карающих мерах – высоких штрафах, проверках, блокировке банковских счетов компаний-нарушителей. Гораздо более перспективно, например, создать единую национальную электронную базу продуктов, содержащих искусственные добавки, в том числе заменители натуральных масел и жиров, запустить сеть экспресс-лабораторий по проверке качества продукции.

Большим потенциалом в этой связи обладает социальная инициатива и программы добровольной сертификации товаропроизводителей. В частности, в Германии огромную роль в защите прав потребителей играют общественные организации, которые пользуются значительным авторитетом и влиянием, вплоть до возможности активно лоббировать свои предложения на законодательном уровне. В свою очередь, государственное стимулирование добровольной сертификации позволит создать дополнительный рычаг влияния на обеспечение потребительского благополучия.

Ключевое значение в деле защиты потребителей будет иметь грамотная политика сглаживания сезонных колебаний цен на продукты питания, в том числе за счет оптимизации механизмов государственных закупочных интервенций, четкого взаимодействия товаропроизводителей с экспортными институтами, внедрения гибкой системы тарифов на перевозки сельхозпродукции, развития единой системы оптово-логистических центров.

Все перечисленные направления работы являются стратегическими, базовыми слагаемыми успешного сельского хозяйства. В рамках Стратегии мы старались сделать эту модель максимально реалистичной, и в то же время – нацеленной на перспективу, на успешное решение масштабных внешних и внутренних задач, воплощение огромного производственного потенциала России.

Наша главная цель – построение адаптивного, технологичного, отвечающего всем современным вызовам сельского хозяйства, в том числе формирование позитивного, экологически ориентированного образа мышления.

Согласно основному сценарию, последовательная реализация Стратегии позволит увеличить объем производства продукции сельского хозяйства к 2035 году в два-три раза в денежном выражении, полностью обеспечить собственную продовольственную безопасность по всем видам продуктов питания, довести сумму экспорта - до $120- $150 млрд., стать мировым лидером агроэкспорта в денежном выражении (сейчас занимаем 14 место).

Сможем создать собственную технологическую базу во всех ключевых сегментах – селекции, генетике, значительно увеличить качество жизни на селе, привлечь новую генерацию молодых специалистов в отрасль, масштабировать внедрение инновационных проектов, добиться мощного мультипликативного эффекта в смежных отраслях, придать дополнительный импульс научным исследованиям в сфере АПК, развить новые формы занятости на селе – агротуризм и другие, существенно повысить доступность и качество продуктов питания.

Источник: Международный независимый институт аграрной политики www.mniap.com