Иконам место в храмах


Дискуссии на эту тему ведутся годами, то набирая силу, то снова «сходя на нет».

Дискуссии на эту тему ведутся годами, то набирая силу, то снова «сходя на нет». С одной стороны, непробиваемой стеной стоит музейное сообщество, которое стремится защитить принадлежащее ему имущество, будучи зачастую не в состоянии обеспечить экспонатам должный уход или гарантию экспозиции той или иной иконы. По другую сторону баррикад стоят представители православной церкви и верующие люди, которые считают, что иконы были переданы музеям незаконно и должны быть возвращены обратно в храмы.
Очередной виток споров по этому вопросу возник в публичном пространстве в начале октября и коснулся на этот раз иконы «Ангел Златые власы», которую собирались перемещать из основного зала Государственного Русского Музея (ГРМ) на временную экспозицию по православным праздникам в церковь при Михайловском замке, здание которой также принадлежит Русскому музею и является его частью. Данная инициатива была встречена сопротивлением сотрудников ГРМ, которые сделали все возможное, чтобы не допустить перемещения иконы в собственное здание, расположенное в нескольких сотнях метров от текущего местонахождения экспоната. Сотрудники музея написали заявление в прокуратуру с подозрениями в давлении со стороны Министерства культуры на директора Государственного Русского музея Владимира Гусева, которому впоследствии пришлось оправдываться перед представителями СМИ за действия своих коллег. После этой пресс-конференции в СМИ появилось множество заголовков с неоднозначным контекстом: «Директор Русского музея путанно ответил на вопросы об иконе», «Сотрудники Русского музея перессорились из-за иконы» и т.п.
В современной истории России встречается немало фактов временного перемещения икон в храмы из музейных экспозиций. Например, чудотворная Владимирская икона Божией Матери, принадлежащая Третьяковской галерее, всегда находится в храме святителя Николая в Толмачах; а другой образ – Донской Божией Матери – ежегодно на несколько дней возвращается из Третьяковской галереи в Донской монастырь; Торопецкая икона Пресвятой Богородицы «Одигитрии» с 2009 года находится на временном хранении в Храме Александра Невского в Подмосковье.
В первую очередь представители музеев апеллируют к безопасности и сохранности древнейших экспонатов, заявляя, что церкви и храмы не способны обеспечить иконам такую же сохранность, как в музеях. Однако на примере Торопецкой иконы Пресвятой Богородицы «Одигитрии», которая до декабря 2009 года хранилась в запасниках ГРМ, мы убеждаемся, что это не так. До передачи иконы Храму А. Невского она ни разу нигде не выставлялась, а с 2009 года более 400 тысяч прихожан помолились перед этим святым образом. При этом, условия хранения иконы в храме наилучшие, в чем убедился и лично заявил директор ГРМ В. Гусев. «То оборудование, которое приобрела [церковная община] – ему можно только позавидовать, а также поучиться и посотрудничать», — отметил директор. Музейщики говорят, что условия созданы идеальные – икона хранится в бронированном киоте, выполненном на заказ в Австрии. В киоте поддерживается необходимый температурно-влажностный режим, за которым ведется круглосуточное наблюдение в режиме реального времени. Ежеквартально Храм посещают специалисты реставрационного центра им. Грабаря, которые тщательно следят за состоянием иконы – проводят микробиологический анализ на наличие плесени и грибка, замер всех трещин на предмет рассыхания древесины, а также осуществляют фотофиксацию всех элементов иконы, которые могут быть подвержены каким-либо изменениям или деформациям. Разве способен хоть один музей на такое содержание?
Во-вторых, представители музеев считают, что в рамках экспозиции икону, как и другой музейный экспонат, могут увидеть многие тысячи посетителей, в то время как в храме или церкви она будет доступна лишь ограниченному кругу прихожан. И то, лишь православных. Возможно, этот аргументы был бы уместен, если бы не один факт – в музеях выставлены только 1-2% церковных предметов, оставшаяся часть, находясь в запасниках, по самым разным причинам (отсутствие помещений, низкая эстетическая ценность, реставрационная неподготовленность и т.д.) никогда за всю историю не выставлялась в музейных залах.
Третье, на что указывают противники передачи икон церкви – это защита предметов искусства от кражи. И как могут сотрудники музеев вообще что-то говорить о содержании и сохранности предметов искусства, когда как СМИ пестрят заголовками о том, что та или иная проверка российских музеев выявила недостачу тысяч экспонатов, а при очередной ревизии государственных музеев было установлено, что оттуда пропало около 83000 экспонатов. В то же время Церковь как-то сохранила до наших дней вериги апостола Петра, Туринскую плащаницу, пояс Божией Матери и множество других знаменитых артефактов. Значит, и в храмах условия хранения тоже могут быть организованы надлежащим образом. Скорее, это зависит от воли и здравого смысла хранителей, чем от того, кто является собственником.
Пожалуй, главное в этом вопросе – доступность предметов культурного наследия всем желающим и максимальная сохранность этих бесценных экспонатов предметов с целью передачи их будущим поколениям. Но если музеи зачастую не могут обеспечить ни того, ни другого – можно ли доверять им столь важную миссию? Очевидно, что меценаты, готовые потратить на сохранность и широкую доступность древних икон собственные силы, время и средства, справятся с этой задачей во много раз лучше. Тем более, что подобных примеров с каждым годом становится больше, и, надеюсь, их число лишь продолжит расти.