Ямал обсуждает проблему сектантов


Как ни печально констатировать этот факт, для северных регионов России одной из важнейших проблем были и остаются тоталитарные секты.

Практически каждый год тема эта поднимается в СМИ, обсуждается в социальных сетях, затрагивается на уровне региональных правительств. И ничего не меняется. На смену одного религиозного объединения тоталитарного толка приходит другое, а мы растерянно смотрим на то, как Север теряет свою самобытность, как на смену красивой и живой культуре коренных народов приходит искусственно созданная сектантская «жвачка», как растут противоречия между людьми. Сегодня в группах социальных сетей Ямала говорят о возросшей активности одной из самых опасных сект современности – пресловутой «Церкви саентологии».

Поводом для этих обсуждений стала ситуация в селе Новый Порт, где работник местной школы-интерната принадлежит к этой церкви и ведет с детьми беседы о выходе в «астрал». Как пишут местные жители в группах, Олег Хороля уже отстранен от должности воспитателя, но по-прежнему работает охранником, потому что формально уволить его не за что. Свобода совести и вероисповедания, гарантированные Конституцией, у нас принимает подчас настолько причудливые формы, что только диву даешься.
Обсуждая сложившуюся ситуацию, ямальцы, разумеется, вспоминают другие аналогичные случаи, которых за последнее время скопилось немало. То, что происходит в Новом Порту – вовсе не исключение из правил. Мало того, именно северные населенные пункты держат первенство по числу сектантов, проникающих в школы. При этом речь идет о действительно опасных, тоталитарных организациях. Когда их активность начинает зашкаливать, региональные власти принимают решительные меры, вытесняя из региона очередных религиозных экстремистов, но потом все возвращается на круги своя и появляется новая секта. На смену «Церкви Христа» приходят «виссарионовцы» из «Церкви последнего завета», а следом за ними – спешите видеть! – «Церковь Саентологии».
При этом религиозная пропаганда сектантов направлена именно на коренные народы, а в первую очередь - на ненцев, самый многочисленный малый народ на севере России, живущий на территории от тундр Таймыра до Нарьян-Мара, вдоль стратегических месторождений углеводородов и столь важного Северного морского пути. Это иногда даже наводит экспертов на мысль о том, что появление проповедников может быть частью более важного – совсем не религиозного, а уже политического плана. Ведь в конечном счете проповеди приносят не мир душе, а открытые этнические конфликты, увеличивая тем самым число проблемных зон на карте Российской Федерации. Что мы видим в качестве результата этой деятельности? Целое поколение, оторванное от своих корней, отказывающееся не только от традиционных обрядов и образа жизни, но даже, подчас, не ассоциирующее себя с культурой предков. Это разрушительная тенденция, последствия которой нам еще предстоит увидеть в ближайшем будущем.
Что же касается ситуации в Новом Порту, остается надеяться только на торжество закона. Во всяком случае, закон «Об Образовании», который регламентирует поведение учителя, никто не отменял. Согласно его нормам, в частности, педагогам государственных и негосударственных образовательных организаций запрещено использовать образовательную деятельность в целях религиозной или антирелигиозной агитации, в том числе путем сообщения учащимся недостоверных сведений о религиозных традициях народов. Нарушение этих запретов должно приводить к увольнению педагога. А если религиозная организация признана экстремистской или террористической, то речь может идти уже и об уголовной ответственности. Для справки: в трудах Рона Хаббарда – создателя «Церкви Сайентологии» - экстремизм нашли, и тексты, на которые опираются сектанты, находятся в списке запрещенной литературы. Так что, хочется верить, хотя бы в одном отдельно взятом северном селе навести порядок удастся.