Ярославские Ямы и Дмитрий Степаненко

05.10.2018

С каждым годом на обустройство дорожной сети Ярославской области выделяется все больше средств. Но дороги, с каждым годом, становятся все хуже и хуже. Есть ли решение для этого парадокса?

Показные жесты

Начало июня. Мы едем по проспекту Авиаторов. Машину подбрасывает на очередном ухабе.

– Раньше на славу делали. Воровали тоже, но в пределах разумного. Сейчас совсем беспредел пошел. - Жалуется 35-летний Иван. Он работает в сфере дорожного строительства Ярославля и не о ситуации на рынке знает не понаслышке.

Как рассказывает Иван, энтузиасты собирают отзывы в соцсетях, чтобы предоставить администрации самые разбитые трассы.

– Они вполне могут послушать. Такой жест широкий, отремонтировать по вашим пожеланиям. Но только воровать меньше не станут, уже через пару лет заново придется ремонтировать! - Жалуется Иван.

Взятки в биткоинах

В августе стало известно, что ярославские дороги будут перекладывать южане – небольшая компания «Дорожно-эксплуатационное управление-57» из Орловской области. Выручка компании за 2016 год составляет всего 122 млн рублей, но удача улыбнулась фирме – она взяла подряд на магистрали «Ярославль — Рыбинск» и «Сергиев Посад — Калязин — Рыбинск — Череповец». Общая стоимость работ составляет 369 млн рублей.

Разгадка довольно проста. За «ДЭУ-57» стоит более крупная фирма ОАО «Дорстрой» —работающая в Ростовской, Воронежской, Тульской, а также Московской области. Подмосковный опыт особенно пригодился дорожникам. По слухам, компания дружна с главой правительства Дмитрием Степаненко. Помогло ли это или компания просто заплатила, участники рынка не говорят.

Кстати, проспект Авиаторов в итоге отдали еще одному «варягу» - компании «ЕКС». Подрядчик выиграл аукцион по двум лотам - на 272 и 248 млн рублей. Конкурентов у компании не было. Под такие деньги компания даже зарегистрировалась в Ярославле, но раньше была прописана в Подмосковье. По совпадению, там же работал и Дмитрий Степаненко.

Работать стало невыгодно

На каких условиях получили заказы дочка «Дорстроя» и «ЕКС», наши источники не знают. Возможно, лукавят - раз не пытались бороться за контракт, значит, правила игры примерно понимали. Но есть другой факт: два года назад на рынке резко выросли негласные таксы и поборы с бизнеса. Ужесточение совпало с приходом Степаненко. Теперь ответственность и опыт не важны так, как размер взноса. Пока что рекордная цифра 35% от согласованного бюджета. Интересная деталь, что технологиям казнокрады не чужды. В последний год принимают в криптовалюте, потому что за нее не нужно отчитываться.

«Делать работу качественно с такими запросами почти нереально, при этом никто даже не берет на себя прикрыть нас от проверок и жалоб, - жалуется анонимный источник в дорожной отрасли. - Степаненко постоянно обещает привести своих москвичей, но они почему-то не торопятся на его условия. Видимо, репутация дороже».

Общество смотрит в сторону

Общественники, с которыми удалось побеседовать нашему изданию, официально ситуацию не комментируют. В региональном отделении Федерации автовладельцев России заявили, что качество дорог – проблема подрядчиков. «Из-за существующего федерального законодательства очень сложно добиться гарантийных обязательств. Это развязывает руки, приводит к недоделкам», - рассказали там. При этом ситуацию с коррупцией в дорожном строительстве комментировать отказались.

Стоит ли удивляться, что Ярославская область, по данным Росавтодора, освоила всего 7% выделенных средств по реализации приоритетного федерального проекта «Безопасные и качественные дороги». В Росавтодоре говорят, что задержки идут из-за отставания коммунальных работ. А в подрядчики коммунальщиков, в свою очередь, жалуются на те же поборы.

Получается замкнутый круг, на котором кто-то очень неплохо зарабатывает. Кто-то, но только не Ярославль.