Какие каналы выросли в Telegram после блокировки Трампа


После сообщения Twitter о вечной блокировке аккаунта ушедшего президента США Дональда Трампа, новой политики WhatsApp и удаления соцсети Parler из магазинов Google и Apple, многие стали искать иные, более свободные площадки и нашли альтернативу в Telegram.

Рабочая группа АКОС по Digital Communications и агентство «Интериум» исследовали, как это отразилось на аудитории Telegram и какие категории каналов особенно выиграли от ситуации.

По последним данным за январь аудитория Telegram увеличилась сразу на 90 млн пользователей, а в США мессенджер стал вторым самым скачиваемым приложением. Впрочем, новые пользователи неравномерно стали подписываться на те или иные каналы.

По данным «Интериум», несомненно, выиграли политические каналы. В среднем они прибавили 60,3% подписчиков за последние 7 дней, чему немало способствовало появление Дональда Трампа в мессенджере. Также выросли каналы категории «юмор и развлечения» — на 10%, в плюсе экономика (на 7,7%) и технологии (на 4,5%).

Зато на 10% просели сообщества, посвященные криптовалюте (и это при росте BTC!), и вместе с этим снизились на 3,3% каналы о бизнесе и стартапах. Вероятно, общая кризисная ситуация заставляет отказываться от новых вложений и бизнес-идей, ну, или по крайней мере меньше интересоваться информацией по темам. Неожиданно остались в минусе каналы о семье и детях, потеряв 4,8% подписчиков в среднем.

Соцсети и микроблогинг очень долго демонстрировали уверенный рост. Уже давно никого не удивляет, что политики общаются со своей аудиторией через личные страницы. Однако критическая ситуация в США показала, что ничто не вечно, а незыблемость соцсетей – лишь иллюзия в головах миллионов людей.

Теперь правила игры изменились. Из России ситуация видится нам удивительной по двум причинам. Это и недостаточное, в сравнении с США, развитие соцсетей, и другая политическая конъюнктура. Но всё равно тренды изменений диктуются из-за рубежа и нельзя сказать, что блокировка Президента США не скажется на процессах в Рунете.

Кажется, что на данный момент сильнее всего от изменений в других соцсетях выиграли политические и развлекательные каналы Telegram. Именно сюда ушла аудитория: с одной стороны, вслед за своими лидерами и в поисках более свободной информации, а, с другой, она по-прежнему хочет листать мемы или увлеченно читать о продвинутых технологиях.


Валерий Сидоренко
Генеральный директор «Интериум»
Рост аудитории Telegram объясняется тремя факторами. Триггером стали события в США с жесткой цензурой в соцсетях и массовой блокировкой пользователей и сообществ. В поисках новой «нормальности» люди подписываются на политические каналы. А усталость от карантина и плохих новостей объясняет повышенный интерес к юмористическому и развлекательному контенту.


Второй фактор – резонансное объявление WhatsApp об изменении настроек конфиденциальности. С точки зрения PR это было сделано весьма неудачно, и хотя такое изменение отложено до середины мая, часть пользователей начала искать альтернативу.


Наконец, можно отметить возврат интереса к традиционным СМИ на фоне дискредитации соцсетей как источника информации. При этом сам механизм потребления контента меняется, пользователям удобнее читать публикации СМИ в сжатом виде в Telegram-канале, а не на интернет-сайтах.


Филипп Гуров
Управляющий партнер КГ «Гуров и партнеры»