Эксперт компаний ASG Юлия Устина о HR-трендах в период пандемии


Как коронавирус повлиял на механизм поиска и найма сотрудников? Какие основные HR-тренды можно выделить? Какие новые цифровые системы пришли на помощь кадровым службам? Есть ли выгода в привлечении удаленщиков из других регионов? Нужно ли трансформировать офисы под новые реалии? Об этом рассуждают представители «Сименс», BASF, Сбера, ГК АКИГ, Logitech, «Технониколь», SAS, Yota — всего около трех десятков компаний из разных отраслей. Это один из самых масштабных опросов представителей бизнеса в СМИ за последнее время.

Эксперт компаний ASG Юлия Устина о HR-трендах в период пандемии
Как коронавирус повлиял на механизм поиска и найма сотрудников? Какие основные HR-тренды можно выделить? Какие новые цифровые системы пришли на помощь кадровым службам? Есть ли выгода в привлечении удаленщиков из других регионов? Нужно ли трансформировать офисы под новые реалии? Об этом рассуждают представители «Сименс», BASF, Сбера, ГК АКИГ, Logitech, «Технониколь», SAS, Yota — всего около трех десятков компаний из разных отраслей. Это один из самых масштабных опросов представителей бизнеса в СМИ за последнее время. В этих вопросах разбирался корреспондент делового журнала «Стратегия».

В свою очередь данную ситуацию для издания прокомментировала руководитель отдела по управлению персоналом группы компаний ASG Юлия Устина (полный комментарий эксперта):


Как пандемия изменила HR-тренды?
Развитие HR до пандемии шло эволюционным путем: работа шла планомерно, главным трендом была автоматизация HR процессов и ориентация на индивидуальный подход к каждому сотруднику. Ввиду, повсеместного увеличения арендной платы на офисные помещения, уже тогда у руководителей предприятий рождались мысли о переводе части сотрудников на удаленную работу, но пандемия произвела революцию – «удалёнка» стала обыденностью. Сегодня тренд окончательно утвердился и спровоцировал целый спектр тенденций и у работодателя, и у сотрудников, и у государства.


Как коронавирус повлиял на механизм поиска и найма сотрудников?
В связи с пандемией изменился вектор и характер поиска сотрудников, источники подбора персонала поменяли свою структуру. Еще недавно самым популярным каналом поиска специалистов являлись различные сервисы для поиска работы. Сейчас же в гораздо большей мере стали использоваться социальные сети, которые играют немаловажную роль в поиске новых кадров, а также специализированные сайты для размещения резюме самозанятыми. Ну и стоит сказать, о том, что вектор в отношениях соискатель – работодатель, также претерпел изменения: подорвано доверие к рынку. Соискатели при поиске работы акцентируют внимание на надежности компании. Главный вопрос: «Как она прошла нестабильный период 2020 года: был ли тот период оплачиваемым или сотрудники уходили на «удалёнку» за свой счёт; существует ли понятный сценарий у предприятия, если локдаун повториться. Все эти вопросы человек задает, когда принимает решение о поступлении на работу.


Какие основные HR-тренды можно выделить?
Пандемия стала вызовом не только для конкретных компаний, а, в целом, для государства. В крайне сжатые сроки была изменена нормативная база, которая перестала соответствовать реальности. Появился закон об удаленной работе, где четко расставлены границы «дозволенного» при формате удаленной работы, как для сотрудника, так и для работодателя. Там прописаны необходимые нюансы для перевода сотрудника на удалёнку, перечислен перечень оснований для увольнения. Из общемировых трендов могу отметить, что стираются границы между фрилансерами, аутсорсерами и аутстафферами, часть работы активно отдается внештатным специалистам. Сегодня внутри многих компаний стало модным выводить часть сотрудников из штата с целью заключения с ними договора на конкретный проект как с самозанятыми, разрабатывать индивидуальные системы мотивации под каждый новый договор. Т.е. направление «проектной работы» - это сегодня явный тренд. И если даже команда работает внутри, то все равно он сохраняется. Руководители из административного ресурса превращаются в лидеров. Еще несколько лет назад сотрудники HR сферы советовали ни в коем случае не путать эти роли, выявлять лидеров в подразделении и на них опираться. Ныне ситуация другая: отделы функционируют больше как проектные команды довольно часто, что еще недавно было достаточно редким явлением. Для компании внештатные сотрудники становятся отличным активом, который эффективно работает. И на первый план выходит не то, где ты работаешь в плане места, а твоя эффективность и ценность для компании. Стандартная модель – работа – дом, постепенно изживает себя особенно в компаниях, которые стараются идти в ногу со временем. Больше собеседований стало проходить в онлайн формате и больше работодателей просят не просто стандартное резюме, а видео-резюме, которое опытному HR-менеджеру уже о многом говорит. Так как появился формат удаленной работы, для HR-менеджера стало сложнее налаживать коммуникацию в коллективе и заниматься командообразованием. Здесь можно говорить о социальной замкнутости. Поэтому должны внутри компаний продумываться новые механизмы, которые будут объединять и сплачивать коллектив, в этом случае на помощь приходят новые it-технологии. Идет трансформация, в том числе и самих рабочих пространств. В связи с переходом на удаленный формат работы и созданием цифровых рабочих мест повышаются требования к технологическим знаниям сотрудников. Идет постоянное обучение: руководителей, сотрудников. Изменения в мире постоянно наращивают темп, и навыки сотрудников с той же скоростью устаревают. В том числе, и обучение soft skills – навыков, отвечающих за успешное участие в рабочем процессе и высокую производительность.


Какие новые цифровые системы пришли на помощь кадровым службам?
Безусловно, в этот период перед работодателем встает необходимость внедрения автоматизации процессов, введения во взаимодействие со своими сотрудниками максимум современных технологий. На помощь кадровым службам пришли Skype и Zoom – с помощью данных технических продуктов стало просто проводить первый этап собеседований, чтобы оценить кандидата и уже далее решать приглашать его на очную встречу или нет. Для тренингов и обучения отлично подошел Zoom. Также многие компании стали создавать свои сервисы и системы для взаимодействия с персоналом и налаживания коммуникации внутри коллектива. Вводятся различные чат-боты, системы HRM - оптимальное решение в период пандемии, да и теперь эти технологии прочно прижились во многих компаниях. Также не стоит забывать и про контроль сотрудников со стороны работодателя. Важно понимание разницы между продуктивностью и эффективностью. И вот тут, мы приближаемся к тому, что еще недавно звучало фантастически: самообучающимся ИТ системам, той самой Big Data. На помощь приходят технологии Виртуальной реальности и Дополненной реальности.


Есть ли выгода в привлечении удалёнщиков из других регионов?
Все зависит от той отрасли, в которой работает компания. К примеру, в IT индустрии привлечение сотрудников из других регионов – нормальная практика и до пандемии. Здесь компания может в определённом смысле и экономить средства нанимая работников из других регионов, где люди не избалованы внимаем и большими прибылями. Если работа не требует личного присутствия на рабочем месте и личных встреч, то удаленный формат отлично подойдет, так как даст возможность работодателю экономить на непосредственном рабочем месте, которое он должен предоставить сотруднику, коммунальных платежах. Также удаленный формат работы позволяет найти именно того специалиста, в котором нуждается компания, ведь иногда в своем городе таких специалистов может не быть или они могут работать на конкурентов.


Нужно ли трансформировать офисы и иные рабочие пространства под новые реалии?
Community-пространства (переговорные, проджект-румы, библиотеки, йога-студии), где нет закрепленной системы рабочих мест – это то, что сегодня пользуется спросом у сотрудников, которые работают командным методом над конкретным проектом. Каждый участник проекта работает индивидуально, возможно удаленно, периодически собираясь для обсуждения деталей. Поэтому пространство, в котором это все будет происходить очень важно, ведь в этот короткий период времени очного контакта нужно понять друг друга, уловить мысли, выстроить диалог. Поэтому требования к пространству сегодня таковы: оно должно быть располагающим к общению, креативным и стильным, с наличием передовых it-технологий: часть совещаний проходит в онлайн, поэтому офисы сегодня – это, одним словом, современные технологичные пространства. Необходимо идти в ногу со временем и менять подходы в работе, как работодателю, так и работнику, понимая, что главное в этих отношениях – это результат, а добиться его можно только шагая навстречу другу к другу.


Источник: Журнал Стратегия


asg
0