Анализ кадровых агентств Омска и Новосибирска


Кадровый центр "Инфра" провел сравнительное исследование рынка кадровых агентств Омска и Новосибирска. Сегодня кадровое агентство для соискателя – это не только способ найти работу, но и возможность сделать карьеру. Но если у агентства нет вакансий...

Анализ кадровых агентств Омска и Новосибирска
Кадровые агентства – организации, оказывающие услуги в подборе персонала – не занимаются трудоустройством. Основная задача кадровых агентств качественное и максимально быстрое заполнение вакансий, предоставляемых их клиентами.

Характерная черта кадровых агентств – не брать с кандидатов деньги. И это естественно, ведь они не оказывают им никаких услуг. Этика кадровика подтверждает этот факт.

Сегодня кадровое агентство для соискателя – это не только способ найти работу, но и возможность сделать карьеру. Агентство внимательно следит за своими «протеже» как они работают на новом месте, насколько быстро «входят» в курс проблем, берут на себя ответственность. И когда к ним обращается работодатель, они поднимают «досье» на тех, с кем уже имели дело.

Клиенты кадровых агентств – это организации, нуждающиеся в том или ином специалисте.

Для нормального функционирования современной рыночной экономики требуются специализированные бизнес-услуги, в том числе в области работы с персоналом. В настоящее время уже можно говорить, что наряду с другими отраслями бизнес-услуг в России сформировалась отрасль услуг по подбору персонала. За сравнительно небольшой период – десять с небольшим лет – она прошла очень серьезный путь: с нуля (1990 г.) до состояния, когда по уровню применяемых технологий она сравнима с компаниями США и Европы.

В России рекрутерские агентства начали появляться сразу, минуя стадию консалтинга. Первыми клиентами рекрутерских компаний были две категории фирм, действующих на российском рынке:

-иностранные компании, привыкшие к высоким стандартам деятельности рекрутеров;
-российские компании, делавшие первые шаги в стихии рынка, не имеющие представления о том, что такое рекрутмент и за что платить деньги.

При этом российские агентства сумели справиться с проблемами и выстоять в острой конкуренции с представителями западных рекрутерских фирм и приучить российские фирмы к мысли, что необходимо и целесообразно подбирать персонал посредством агентств.

Условно весь рекрутинговый бизнес можно представит в виде пирамиды.

Ее верхнюю часть занимают компании (агентствами они себя обычно не называют), специализирующиеся на подборе высшего руководящего состава и эксклюзивных специалистов (Executive Search) и использующие прямой подбор интересующего специалиста("хедхантинг" или "охота за головами").Такие компании почти никогда не публикуют своих объявлений о вакансиях, а ведут прямой поиск кандидатов. Как правило, решаются задачи выявления и переманивания сильного кандидата, который сам активного поиска работы не ведет.

Таких компаний на российском рынке немного (10-15). Большинство из них являются российскими отделениями транснациональных компаний, работающих в сфере Executive Search.

Услуги по подбору персонала через эти компании отличаются высокой стоимостью. Обычно оплата услуг определяется в размере 30-40% от годового заработка работника, включая ожидаемые премии и бонусы, что составляет от 15 тысяч до 50-100 тысяч долларов за подбор на одну позицию. Почти всегда осуществляется поэтапная оплата работ, с невозвращаемым авансовым платежом за первый этап. Эта работа требует высочайшего профессионализма, так как искомые специалисты работу не ищут, информацию о себе не публикуют, на рекламные объявления не отзываются. Найти их непросто. Но еще труднее убедить успешного топ-менеджера сменить существующую работу на новую. «Лучшее – враг хорошего», и специалист не спешит расстаться с прежним местом, на переговоры с ним может уйти много месяцев.

Естественно, что такого рода услуги оказываются востребованными, прежде всего, со стороны наиболее крупных и богатых компаний, особенно зарубежных.

Но в период мирового экономического кризиса, данные компании тоже подвержены риску, как и весь рекрутмент в целом. Рынок кандидатов растет, в данных услугах нуждаются все меньше компаний. Представительства многих иностранных компаний «замораживают», приостанавливают свою деятельность или предпочитают пока не заходить в другие регионы. Следовательно и управленческие кадры им оказываются ненужными.

Среднюю часть пирамиды составляют рекрутинговые агентства, подбирающие узких специалистов: бухгалтеров, менеджеров по продажам, ИТ специалистов, финансовых специалистов, специалистов по связям с общественностью и т. д. Также на рынке рекрутмента присутствуют агентства, подбирающие менеджеров высшего управленческого звена для компаний, используя при этом методы как стандартного так и прямого поиска.

Как показало исследование, на примере Омска и Новосибирска, таких компаний около 35-40% в Омске и 75-80% в Новосибирске, от общего числа официальных кадровых агентств (51 и 85 соответственно). Классическими чертами рекрутингового агентства можно назвать следующие: работа производится по заявкам работодателя, т.е. подбор персонала осуществляется в соответствии с запросом, поступившим от компании, в котором указаны квалификационные требования к специалисту и предпочтительные личностные качества; оплату услуг рекрутеров производит заказчик – т.е. компания, предприятие, юридическое лицо; для соискателей услуги оказываются бесплатно.

Стоимость услуг, как показали результаты исследования относительно Омска и Новосибирска, чаще всего находится в следующих интервалах: см. график на странице http://www.infrajob.ru/doc/artcles_41

Оплата производится в течении 3-30 дней со дня выхода специалиста на работу.

В некоторых случаях агентства берут 30-50% предоплаты. Гарантией является обязательство агентства по бесплатной замене специалиста, не прошедшего испытательный срок (уволенного по собственному желанию или инициативе работодателя), или возврату 30-70% оплаты.

В основании пирамиды находятся в основном молодые агентства, подбирающие персонал на низшие позиции за невысокие гонорары (от 50 % до 200% от ежемесячного оклада подбираемого специалиста).Столь низкая стоимость услуг не позволяет им предоставлять качественные услуги. Определенная часть подобных агентств, которую называют «серым рекрутментом», работает по минимальным ценам без лицензии. На этом уровне конкуренция между агентствами особенно сильна. Это так называемые «агентства по трудоустройству». Основной их клиент – это соискатель, который платит за данную услугу. Нередко подобные агентства умудряются одновременно брать деньги и с самой компании, нуждающейся в персонале. Особенностью таких агентств является то, что они обычно не имеют возможности тщательно изучать прорабатываемые вакансии и ведут отбор преимущественно по формальным признакам. Главное – направить соискателя-клиента на собеседование к потенциальному работодателю и дать шанс на трудоустройство. Такой подход приводит к тому, что в компании направляется значительное число слабых кандидатов. Обращаться в агентства по трудоустройству с целью подбора персонала имеет смысл в тех случаях, когда ведется подбор на рабочие специальности или должности, не требующие высокой квалификации. Агентство создает "поток" кандидатов. А компания должна быть готова к большой самостоятельной работе по их "просеиванию" и отбору.

Характерно, что в развитых зарубежных странах услуги по платному трудоустройству сейчас не имеют распространения или законодательно запрещены. В России ряд агентств, начавших свой бизнес с платного трудоустройства, со временем трансформировались в агентства по подбору персонала. А вот обратного этому процесса не наблюдается. Доверие населения к агентствам по платному трудоустройству снижается. Как правило, специалисты высокой квалификации предпочитают не обращаться в агентства по платному трудоустройству.

Но не смотря на все это, таких агентств только по Омску около 25-30%, в Новосибирске же значительно меньше - около 10%.

см. график на странице http://www.infrajob.ru/doc/artcles_41

Это объясняется тем, что в Новосибирске сосредоточены офисы крупных компаний, которые не доверяют такого рода агентствам и знают, чем грозит «бесплатный сыр». У этих компаний в данный период времени наблюдается небольшое повышение спроса среди соискателей, но надолго ли? Человек, платящий деньги из собственного кармана хочет получить результат-работу. А в итоге, в большинстве случаев, ходит по собеседованиям, к компаниям, которым и вовсе не существует или им никто не требуется.

Также сегодня, наблюдается прилив на рынок кадровых агентств и компаний, специализирующихся в совершенно другой области бизнеса. Например, компания, занимающаяся недвижимостью, рекламой или ландшафтным дизайном, вдруг стала кадровым агентством. Такие компании тоже находятся у основания пирамиды и, в большинстве случаев, представляют агентство по трудоустройству, не имеют высоких шансов пережить кризис.

Какие же услуги будут актуальны в период кризиса?

Отвечает директор центра кадрового консалтинга (Омск - Новосибисрк) – Трубица Полина.

Мы отмечаем возросший спрос на услуги аутсорсинга и аутстаффинга, в целях оптимизации бюджета предприятия. Некоторые кадровые агентства в Новосибирске готовы сегодня предоставить компании необходимый персонал или непрофильную функцию на выгодных для компании условиях. В Омске таких компаний гораздо меньше, возможно еще сама услуга не сформирована из-за отставания рынка. Тем не менее, по нашим прогнозам в следующем году аутсорсинг будет актуален и для торговых компаний, и для производственных, и для логистических центров, временная занятость в аутсорсинговых проектах будет особо актуальна для соискателей, которые потеряли работу. В Омске с провайдерами этой услуги дело обстоит сложнее. У нас есть информация, что в Омске скоро появится компания, которая сможет предоставлять услугу аутсорсинга низового персонала для любых компаний, вне зависимости от отрасли.

На сегодняшний день у нас было несколько заказов от компаний работодателей на услугу аутплейсмент (сопровождение после увольнения), на переобучение уволенных сотрудников, помощь в трудоустройстве. Жаль, что пока единицы из числа работодателей, понимают, что финансовые потери от неграмотного сокращения или попросту увольнения сотрудников, могут увеличиться в разы, повлиять на имидж компании, обиженные бывшие сотрудники, могут не только перейти к конкурентам, но и целенаправленно заняться промышленным шпионажем.

По сути, рынок сам регулирует количество и качество услуг, предлагаемых в области кадрового менеджмента, не разделяя их на «хорошие» и «плохие», «высшие» и «низшие», т.к. на каждый товар находится свой покупатель. Но сегодня, в условиях экономического кризиса, каждой компании, стремящейся остаться на рынке труда важно сохранить свое имя. Кризис – это явление временное, а репутация компании закрепится за ней на всю жизнь. На данный момент кризисные явления повлияли на кадровые агентства прежде всего на их количество и на спектр предоставляемых услуг. Закрылись ряд специализированных агентств (подбор в отрасли строительства и проектирования, финансы и банковский сектор), закрываются агентства выделенных в ряде компаний из непрофильного бизнеса. Останутся актуальными услуги кадровых центров, которые осуществляют комплексные услуги, и могут не только подбирать персонал, но и консультировать клиента по всем вопросам управления и оптимизации персонала. По-прежнему актуальны услуги: консалтинг, мониторинг рынка труда, коучинг, оценка и обучение. Подбор кадров в традиционном понимании – не является конкурентоспособной услугой на данный момент.

Наш центр кадрового консалтинга предлагает новую услугу ПРОАКТИВНЫЙ РЕКРУТИНГ.

Прежние методы не работают – недостаточно размещать вакансии в Интернете, и газетах и ждать потока самых лучших кандидатов. Необходимо пересмотреть саму технологию рекрутинга, заниматься поиском и отбором особо ценных сотрудников, в том числе из конкурентных компаний, не подбирать с рынка профессиональных безработных.

Мы считаем, что время кризиса время открытия новых возможностей, мы постоянно пополняем свою базу, ценными кадрами и занимаемся переобучением специалистов, оказавшихся ненужными рынку труда.

2009 год – мы называем временем трех АУТов – аутсорсинг, аутстафинг и аутплейсмент.

Декабрь 2008 года,
эксперт центра кадрового консалтинга "Инфра"
Анастасия Мазурина
http://www.infrajob.ru

ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :