Ловушки восприятия: что россияне знают о России


Компания SynovateComcon представляет результаты исследования Ipsos MORI «PerilsofPerception» (Ловушки восприятия), которые показывают, как сильно люди могут ошибаться в суждениях по базовым социальным вопросам о своей стране. Опрос проводился в 33 странах мира.

Больше всего в России переоценивают долю нерелигиозных людей: на самом деле не относят себя ни к какой религии только 16%, тогда как опрошенные считают, что в России в среднем 45% атеистов – вероятно, из-за того, что в предшествующую эпоху СССР в стране господствовал атеизм, и сейчас Россия официально является светским государством.

Однако нельзя сказать, что это характерно только для России, люди по всему миру люди склонны переоценивать долю нерелигиозных людей в своей стране. Самая большая доля нерелигиозных граждан – в Японии, Китае и Южной Корее. Одновременно, в этих трех странах зафиксированы и минимальные расхождения факта с восприятием.

Также в России втрое завышено восприятие количества иммигрантов в составе населения (27% в нашем представлении, против 8% мигрантов по статистике). Тогда как самый высокий уровень иммигрантов в Саудовской Аравии: там почти каждый третий – приезжий.

Опрошенные россияне полагают, что женщин в нашей Государственной думе 31%, реальная же цифра вдвое меньше – 14%. Хотя в большинстве стран опрошенные очень точно указали долю женщин-политиков в их стране.

Несмотря на то, что воспринимаемый средний возраст населения оказался завышен почти на 10 лет (на самом деле 39 лет, в представлениях россиян – 48), мы одновременно и завышаем и долю молодого поколения (до 14 лет) в составе населения на 13 п.п., что в целом характерно и для остальных государств, выбранных для исследования.

Среди изученных стран Россия имеет самую большую долю совокупных богатств семей, приходящихся на 1% наиболее состоятельных граждан. В массовом восприятии это значение существенно ниже (70% на самом деле против 53% в восприятии людей).

Также в России оказалось почти вдвое занижено воспринимаемое число людей, страдающих избыточным весом и ожирением. В среднем, россияне считают, что проблема избыточного веса характерна для каждого третьего жителя нашей страны, тогда как на самом деле 57% людей в возрасте 20 лет и старше страдают ожирением или избыточным весом.

Ближе всего к реальности восприятие россиян оказалось в трех вопросах: о доле имеющих выход в Интернет из дома, о проживающих в сельской местности и о работающих женщинах. Так, доля занятых в экономике женщин в трудоспособном возрасте в России равна 67%, а в среднем россияне отвечали 65%. На 3 п.п. россияне ошиблись в оценке доли людей, имеющих выход в Интернет, и на 4 п.п. в том, сколько людей живет в сельской местности.

Людмила Новиченкова, Директор по маркетингу SynovateComcon:

«Расхождение восприятия с реальностью происходит под влиянием целого ряда факторов. Прежде всего, человек склонен оценивать «россиян в целом» по своему ближайшему окружению. Например, жители больших городов видят вокруг себя намного больше мигрантов чем, жители маленьких городов и деревень. Первые также более подвержены влиянию СМИ, где тема иммиграции активно обсуждается. В вопросе о религии высокая воспринимаемая доля атеистов в России связана и с отголосками СССР, где религия был официально запрещена. И сейчас у нас государство официально является светским».

Исследование Ipsos MORI было проведено в 33 странах, после этого был составлен «Рейтинг незнания», где первое место заняла Мексика, жители которой были дальше всего от реальности в своих ответах, а последнее место заняла Южная Корея, население которой «угадало» ответы на почти все вопросы. Россия в этом рейтинге заняла 11 место.

Интервью исследования «Perilsofperception» проводились компанией IpsosMORIв период 1-16 октября 2015 г. Было опрошено 25,556 респондентов.

Опрос был проведен в 33 странах мира. Страны, опрошенные через интернет-панель: Аргентина, Австралия, Бельгия, Бразилия, Канада, Чили, Китай, Колумбия, Франция, Германия, Венгрия, Индия, Израиль, Италия, Япония, Мексика, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Перу, Польша, Россия, Саудовская Аравия, Южная Африка, Южная Корея, Испания, Швеция, Великобритания, Турция и Соединенные Штаты Америки. В Ирландии проводился телефонный опрос (CATI). В Сербии и Черногории – личные интервью.

Примерно 1000+ человек были опрошены в Австралии, Бразилии, Канаде, Китае, Франции, Германии, Ирландии, Италии, Японии, Сербии, Испании, Великобритании Черногории, Нидерландов, Швеции, Норвегии и Соединенных Штатов Америки. Примерно 500+ человек были опрошены в остальных странах (в т.ч. в России).

Данные были взвешены по профилю населения каждой страны.

1902
Re-port.ru
Re-port.ru
+1625.1
ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :