В Петербурге могут пожертвовать историческими зданиями ради строительства вокзала

16.09.2021

Накануне столичный градоначальник Сергей Собянин анонсировал возведение в Москве нового вокзала для приема поездов высокоскоростной магистрали. В Петербурге реализация проекта столкнулась с трудностями.

К 2026 году запланировано движение поездов по высокоскоростной магистрали Москва – Санкт-Петербург протяженностью 680 км. Через пять лет добраться между городами можно будет за 2,5 часа. Строительство трассы начнется в следующем году, но уже известно, что в столице поезда будут приходить на Комсомольскую площадь, где появится еще один вокзал.

В Северной столице местом для приема поездов ВСМ был выбран Московский вокзал. Вот только его строительство на месте бывших складов Кокоревых, которые собираются уничтожить, может спровоцировать скандал.

По проекту расширение Московского вокзала планируется на месте Кокоревских складов на Лиговском, 50. Однако на этой территории находятся исторические здания, которые по закону сносить нельзя: они хоть и не являются памятниками архитектуры, но находятся в зоне регулирования застройки. Уничтожение комплекса складов, включенных в «Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность», может вызвать немало возражений со стороны градозащитников.

Еще в конце прошлого года местные власти пытались найти возможности хотя бы частично исключить склады из охраняемой зоны и установить там особый режим использования. На декабрьском заседании в КГИОП говорили, что идет «плановая работа по уточнению отдельных положений» закона «О границах объединенных зон охраны…». Пока что «продавить» нужное изменение закона № 820-7 не удалось, к тому же после этого изменения в документах должен согласовать Минкульт, в общей сложности на утверждения может уйти минимум три года.

В Петербурге принятие поправок в законопроекты не в первый раз «зависает» на неопределенное время. Так, в 2018 году стратегическим инвестором для реконструкции Апраксина двора, который является памятником архитектуры регионального значения, была выбрана ИСК «Апраксин Двор». Однако ни статус стратегического, ни наличие у компании опыта и средств (вложения оценивались в 5,1 млрд руб.) не позволили приступить к работам. За три года город не закрепил за компанией помещения комплекса, сделать это целевым способом не позволил статус комплекса. Чтобы отдать территорию без конкурса, в Смольном согласились внести поправки в законопроект, который прошел два чтения, но в начале 2020 года рассмотрение было приостановлено.

Из-за законодательных проволочек и намеренного торможения проект до сих пор стоит на месте, а в центре города продолжает процветать сомнительный рынок образца 90-х.

Согласно ранней договоренности, к 2025 года на месте «Апрашки» должен был появиться квартал с объектами гостиничного, торгового, спортивного и развлекательного назначения. Разработкой проекта занималась «Студия 44» Никиты Явейна. Основная концепция подразумевала сохранение всех исторических построек и территории, а на обложку эскизного проекта даже было вынесено слово «реставрация». «Ничего не сносим и ничего практически не строим», – говорил Никита Явейн.

Совет по сохранению культурного наследия Санкт-Петербурга одобрил проект реконструкции Апраксина двора и рекомендовал к реализации. Однако спустя несколько лет местные власти решили пересмотреть затраты на проект и саму утвержденную концепцию.

В ситуации с проектом расширения Московского вокзала корректировки 820-го закона могут и не потребоваться, если признать, что склады не являются дореволюционными, так как утратили свой исторический облик и в советские годы много раз подвергались перестройкам.

Если же градостроительные ограничения не удастся обойти, возможно, придется выбрать другую локацию для размещения вокзала. Ранее предлагалось построить дополнительный вокзал вблизи станции метро Волковская и организовать там крупный транспортно-пересадочный узел. Пока же в Комитете по транспорту не воспринимают эту идею, так как, по мнению председателя ведомства Кирилла Полякова, теряется смысл поездки «из центра в центр» и увеличивается время в пути.