В июле 2004 года агентством “Альянс Мажор”, г. Ростов-на-Дону, было проведено исследование рынка сладких газированных напитков и газированной минеральной воды. В ходе исследования был проведен мониторинг розничной торговой сети. Выборка включала 104 торговые точки города, была применена квота относительно типа торговой точки. Исследование проводилось на пике сезонной активности рынка газированных напитков. Так, по данным компании AC Nielsen, потребление лимонадов и колы в период с июня по август увеличивается на 200 – 300%. При этом, по данным исследований, доля непосредственных потребителей возрастает примерно лишь на 10%, т.е. рост объемов происходит, в основном, за счет фактора интенсивности потребления газированных напитков.
Обратимся к результатам мониторинга торговой сети в г. Ростова-на-Дону. Дистрибьюция сладких газированных напитков по наименованию выглядит следующим образом (рис. 1). Тройку лидеров составляют торговые марки компании Coca-Cola: Sprite, Coca-Cola и Fanta. За ними следуют торговые марки компании PepsiCo: Pepsi, Mirinda и 7-Up. Замыкают десятку наиболее популярных в Ростове сладких газированных напитков Coca-Cola Light (компания Coca-Cola), “Аквадар” (ООО “Аквадар”, г. Ростов-на-Дону), “Аквадар Лимонад” (ООО “Аквадар”, г. Ростов-на-Дону) и “Фруктайм” (компания Coca-Cola).
Рис. 1. Сравнение дистрибьюции газированных напитков по наименованию (% от числа торговых точек) и средней цены напитков (рублей за 1 литр)
Название напитка |
% |
Средняя цена |
Sprite |
76% |
25,57 |
Coca-cola |
74% |
25,46 |
Fanta |
71% |
25,84 |
Pepsi |
56% |
24,88 |
Mirinda |
53% |
24,31 |
7-up |
40% |
24,14 |
Coca-cola Light |
20% |
26,36 |
Аквадар |
18% |
5,79 |
Аквадар Лимонад |
16% |
5,88 |
Фруктайм |
15% |
9,85 |
Остановимся более подробно на основных производителях безалкогольных газированных напитков (рис. 1). Если еще несколько лет назад на данном рынке присутствовало большое количество производителей, а покупатель, в основном, ориентировался на вкус напитка, а не на торговые марки, то к настоящему времени уже можно уверенно говорить о сегментировании рынка, где наряду с компаниями - мировыми лидерами выделился и ряд российских предприятий. Среди основных игроков стоит прежде всего отметить такие, как Coca-Cola и PepsiCo. Летом 2004 года в розничной сети Ростова лидирует Coca-Cola, второе место – за Pepsi. Российские производители газированных напитков представлены следующими предприятиями: ООО “Аквадар”, г. Ростов-на-Дону, ЗАО “Очаково”, г. Краснодар (лимонады “Ах!”) и ООО “Меркурий”, г. Черкесск (напиток “Spark”). Следует отметить, что положение российских производителей на рынке достаточно прочное, так, например, доля ООО “Аквадар” занимает существенную долю рынка (40%), особенно с учетом жесткой конкуренции со стороны Coca-Cola и PepsiCo.
Средняя цена сладких газированных напитков в магазинах Ростова составляет 22,74 рубля за литр. Средняя цена наиболее популярных напитков представлена в двух ценовых категориях: 25-26 рублей за литр и 6-10 рублей за литр. В первую категорию входят зарубежные марки напитков, такие как Sprite, Coca-Cola, Fanta, Pepsi, Mirinda, 7-Up и Coca-Cola Light. Во второй категории представлены отечественные напитки “Аквадар” и “Аквадар Лимонад”, а также напиток “Фруктайм” компании Coca-Cola.
Самой популярной упаковкой сладких газированных напитков является ПЭТ-тара (дистрибьюция 96% от числа торговых точек), при этом дистрибьюция ПЭТ-бутылки объемом 2 литра составляет 87% и алюминиевая банка объемом 0,33 литра (дистрибьюция 83%).
Рис. 2. Дистрибьюция газированных напитков по наименованию, % от числа торговых точек
Производитель |
% |
ООО "Coca-cola Эй-Би-Си Евразия" Екатеринбург |
62% |
ООО "Сочинский завод Pepsi", г. Сочи |
61% |
ООО "Coca-cola Эй-Би-Си Евразия" Нижний Новгород |
41% |
ООО "Аквадар", г. Ростов-на-Дону |
40% |
ООО "Coca-cola Боттлерс", г. Волгоград |
35% |
ООО "Coca-cola Эй-Би-Си Евразия", г. Новосибирск |
32% |
ООО "Рepsi Интернешионал Боттлерс", г. Екатеринбург |
31% |
ООО "Рepsi Интернешионал", г. Самара |
16% |
ЗАО "Очаково", г. Краснодар |
12% |
ООО "Меркурий", г. Черкесск |
10% |
Как мы видим, основная борьба за рынок сладких газированных напитков проходит между компаниями Coca-Cola и PepsiCo. В давней борьбе “неразлучных врагов” на ростовском рынке сейчас выигрывает Coca-Cola. Впрочем, сложно предсказать, что готовит год грядущий. Несмотря на то, что в 2004 году, по рейтингу Business Week, Coca-Cola остается самым дорогим брендом, стоимость этого бренда снизилась на 4 млрд. долларов. При том, что стоимость бренда Pepsi возросла на 2 млрд. долларов. Кроме того, у Coca-Cola возникли серьезные разногласия с Coca-Cola Enterprises Inc. (CCE), крупнейшим бутилировщиком, контролирующим 80% рынка в США и также часть европейского рынка, в отношении розничных цен на концентрат и на конечный продукт. Пока неизвестно, как отразится этот конфликт на отношениях Coca-Cola и российских бутилировщиков, и как использует эту ситуацию PepsiCo.
В последние несколько лет производители газированных напитков стали все чаще задумываться о конкуренции со стороны смежных рынков. Рост благосостояния населения сопровождается большей заботой о здоровье, и потребители со средним и высоким уровнем доходов все чаще отдают предпочтение сокам, минеральной воде, спортивным и энергетическим напиткам. Лидеры рынка безалкогольных напитков отреагировали на эту тенденцию выпуском продукции на смежных рынках: Coca-Cola стала выпускать минеральную воду “Bon Aqua”, а PepsiCo – “Aqua Minerale”.
В торговой сети Ростова дистрибьюция газированной минеральной воды выше, чем сладких газированных напитков. Наиболее популярными марками минеральной воды являются: “Аксинья”, “Меркурий”, “Bon Aqua”, “Новотерская”, “Аксу”, “Нарзан”, “Aqua Minerale”, “Боржоми”, “Архыз” и “Святой источник” (рис. 3).
Рис. 3. Сравнение дистрибьюции минеральной воды по наименованию (% от числа торговых точек) и средней цены напитков (рублей за 1 литр)
Название напитка |
% |
Средняя цена |
Аксинья |
88% |
9,43 |
Меркурий |
71% |
10,30 |
Bon Aqua |
67% |
15,46 |
Новотерская |
66% |
12,22 |
Аксу |
50% |
7,72 |
Нарзан |
44% |
22,74 |
Aqua Minerale |
43% |
14,70 |
Боржоми |
37% |
34,22 |
Архыз |
33% |
9,94 |
Святой источник |
21% |
17,32 |
По данным Госкомстата в России в настоящее время зарегистрировано свыше 700 наименований минеральной воды. Из них около 100 марок добывают на Северном Кавказе, где расположена треть всех разведанных запасов российской минеральной воды. Особо нужно упомянуть регион Кавказских минеральных вод, где разливаются самые известные еще с советских времен марки минеральной воды, такие как “Ессентуки” и “Нарзан”. Всего на данный момент в России эксплуатируется более 400 месторождений минеральных вод. Неудивительно, что среди производителей минеральной воды, представленных на полках магазинов Ростова, велика доля отечественных предприятий (рис. 4). Лидером является местный производитель, ООО “Фирма "Аква-Дон"” (минеральная вода “Аксинья”, “Наша марка”, “Капля”). Вторую и третью позиции в списке наиболее популярных производителей минеральной воды занимают, соответственно, ЗАО “Кавказские минеральные воды”, г. Минеральные Воды (“Новотерская”, “Иверская”, “Кисловодская”) и ООО “Меркурий”, г. Черкесск (“Меркурий”, “Арктика”, “Биба”).
Средняя цена минеральной воды в ростовских магазинах в пересчете на 1 литр составляет 15,41 рубля. Разделение напитков по ценовым категориям связано с их качеством и происхождением, то есть здесь важны такие факторы как натуральность (вода может быть минеральной и синтетически минерализированной), назначение воды (например: столовая, лечебная) и количество минеральных солей в ней (по этому показателю вода может быть легкой, средней и высокой минерализации). Из рисунка 3 мы видим, насколько существенно отличается цена, скажем, Aqua Minerale (синтетически минерализированной питьевой воды) и Боржоми (лечебной минеральной воды с высоким уровнем минеральных солей).
Самой популярной тарой для минеральной воды является ПЭТ-бутылка (дистрибьюция 97% от числа торговых точек). Наиболее предпочитаемый объем тары – 1,5 литра (дистрибьюция 95%) и 0,5 литра (дистрибьюция 80%). Дистрибьюция стеклянной тары в секторе минеральной воды составляет 40% от числа торговых точек. Именно в стеклянные бутылки объемом 0,5 литра разливают минеральную воду класса Premium (например: “Нарзан”, “Боржоми”, “Perrier”).
Рис. 4. Дистрибьюция минеральной воды по производителю, % от числа торговых точек
Производитель |
% |
ООО "Фирма "Аква-Дон", г. Ростов-на-Дону |
89% |
ЗАО "Кавказские минеральные воды", г. Минеральные Воды |
72% |
ООО "Меркурий", г. Черкесск |
72% |
ООО "Coca-Cola Эй-Би-Си Евразия, г. Нижний Новгород |
67% |
ОАО "Аксу", г. Аксай, Ростовская область |
50% |
ООО "Pepsi Интернешионал Боттлерс", г. Самара |
41% |
Georgian Glass & Mineral Water Co.N.V. (G.G.&M.W.Co N.V), г. Боржоми, Грузия |
37% |
ООО "Висма-Архыз", п. Архыз, Карачево-Черкесская Республика |
33% |
ООО "Минеральные воды Кавказа", г. Кисловодск |
26% |
ОАО "Нарзан", г. Кисловодск |
25% |
Как мы видим, ростовский рынок безалкогольных газированных напитков представляет собой компромисс между вкусным и полезным. Что будут выбирать потребители – покажет время. И… жажда подскажет?
Крымпенко Нина
аналитик
РРООП “Альянс Мажор”, Ростов-на-Дону