эксперты
Юрий Зацепилин
председатель комитета ЮУТПП по информации и рекламе
Ольга Леонтьева
заместитель директора по информационной работе Челябинского ЦНТИ
Светлана Мещерякова
директор компании «Первое Выставочное Объединение»
Ольга Счастная
исполнительный директор РВЦ «ЮжУралЭкспо»
почему
выставочный рынок не растет, несмотря на все усилия участников
зачем
операторы зовут на свои выставки чиновников
сколько стоит
построить новый выставочный центр
Большинство выставок для челябинских компаний проводят три крупных организации: «Восточные Ворота», региональный выставочный центр «ЮжУралЭкспо» и Центр научно-технической информации (ЦНТИ). Федеральных или хотя бы иногородних компаний на рынке нет. Новые местные игроки в Челябинске также скорее исключение чем правило: за последние три года на рынок вышла лишь одна компания — «Первое Выставочное Объединение». Эксперты уверены: потенциальным новичкам для входа на рынок остро не хватает выставочных площадок.
Рынок выставочных услуг топчется на месте
С учетом выставок, которые проводятся челябинскими выставочными операторами за пределами города, общий объем рынка оценивается в 70-80 млн руб. Примерно по 40% рынка занимают «Восточные Ворота» и «ЮжУралЭкспо». Оставшиеся 20% приходятся на других коммерческих операторов: «Первое Выставочное Объединение», «Центр международной торговли — Челябинск» и др. Крупными некоммерческими операторами рынка эксперты считают две организации: Челябинский ЦНТИ (ФГУ «Объединение Росинформресурс» при министерстве промышленности РФ) и Южно-Уральскую торгово-промышленную палату. Они организуют бесплатные выездные выставочные мероприятия. Кроме того, при ЦНТИ действуют две постоянные выставки: платная — «Мебельное производство» и бесплатная — «Интеллект. Инновации. Инвестиции».
По подсчетам игроков, последние несколько лет в Челябинске стабильно проходит 40-50 коммерческих (подразумевающих платное участие) выставок. Их количество практически не меняется — объем рынка прирастает незначительно (максимум на 3-5% в год). «Когда СССР рухнул, рынок выставочных услуг активно рос. В то время с помощью выставок пытались объединить российскую и западную экономику. В Россию хлынули новые товары и технологии, которыми можно было удивить. Сейчас уровень потребления Запада и России сравнялся. Чем-то удивить сегодня практически невозможно. На Западе компании участвуют в выставках в рамках своих маркетинговых стратегий и иногда для того, чтобы показать, что живы и плотно занимают рынок по определенным направлениям. Для многих челябинских участников такой подход непривычен», — говорит председатель комитета ЮУТПП по информации и рекламе ЮРИЙ ЗАЦЕПИЛИН.
Большая часть челябинских мероприятий — это выставки-ярмарки и b2b-выставки регионального масштаба. По словам директора компании «Первое Выставочное Объединение» СВЕТЛАНЫ МЕЩЕРЯКОВОЙ, южноуральским компаниям продать право участия в выставке-ярмарке намного легче, чем в b2b-проекте. Большинство из них воспринимает выставку как инструмент продаж. Такое восприятие прежде всего связано с достаточно высокой ценой. По данным «Первого Выставочного Объединения», в среднем по Челябинску участие в выставке стоит порядка 4,5 тыс. руб. за кв. м. «В нашей компании в эти деньги входит ковровое покрытие, застроенная площадь, стол, стулья, неограниченное количество работающих на стенде. Другие операторы декларируют 3 тыс. руб. за кв. м, но при этом отдельно собирают регистрационный взнос 5 тыс. руб., за каждого стендиста — по 1 тыс. руб. и НДС. В итоге получаются те же самые 4,5-5 тыс. руб. за кв. м», — отмечает г-жа Мещерякова.
Другая причина перекоса в пользу выставок-ярмарок и немасштабности челябинских b2b-выставок — особенности южноуральского менталитета. По наблюдениям топ-менеджмента «Первого Выставочного Объединения», челябинцы любят выставки, на которых можно что-либо бесплатно попробовать и на которых продают товары по низким ценам, например, саженцы или трикотаж. Успешными в столице Южного Урала считаются выставки-ярмарки, на которых присутствует 50 участников и приходит 2-3 тыс. посетителей за три дня (типичный срок проведения мероприятия). Мероприятиям в сфере b2b для успеха достаточно 500-1000 посетителей за три дня. В то же время, по информации г-жи Мещеряковой, одна из наименее популярных уфимских выставок «Материнство и детство» собирает 10 тыс. посетителей за три дня.
Ряд успешных в прошлые годы выставок становятся коммерчески невыгодными, и операторы вынуждены отказываться от их проведения. Например, недавно с рынка исчезла выставка «Кино. Фото. Видео». По словам исполнительного директора «ЮжУралЭкспо» ОЛЬГИ СЧАСТНОЙ, под вопросом в этом году проведение выставки «Системы безопасности и связи». «Насыщение рынков информационными услугами привело к тому, что подобные выставки уже неинтересны в своем прежнем формате. Например, раньше на таких мероприятиях показывали новые мобильные телефоны. Сейчас рынок сотового ритейла развит намного лучше — новые трубки продвигают через магазины», — говорит Юрий Зацепилин.
На место умирающих выставочных проектов операторы рынка выводят новые. Например, компания «ЮжУралЭкспо» запустила «Православную неделю», «Восточные Ворота» — выставку «Event-индустрия». «Сегодня пришло время глубинной работы. Чтобы быть успешным выставочным оператором, нужно отслеживать новые рынки и новые сегменты на старых рынках», — уверен г-н Зацепилин.
Строительство выставочного центра не потянет ни один оператор
Львиная доля челябинских выставок проводится в основном на двух площадках: в региональном выставочном центре «ЮжУралЭкспо» и в помещении учебно-спортивного комплекса УралГУФК. По словам операторов рынка, этих площадей крайне мало. По разным оценкам, оптимально было бы построить дополнительно 30-60 тыс. кв. м.
Стоимость строительства выставочного комплекса-трансформера площадью 30 тыс. кв. м может превысить 1 млрд руб. (оценки Юрия Зацепилина). Пока ни один из игроков такие расходы взять на себя не готов. «С точки зрения частного бизнеса строительство выставочного центра — не самое доходное вложение денег. В случае с выставками нужны постоянные инвестиции в информационное сопровождение объекта. А торговый центр — построил, раскрутил, создал систему потоков, и дополнительных денег можно больше не вкладывать. И опять же, у кого потребность в новой выставочной площадке: у выставочных операторов или у городских и областных властей? Сложившаяся на рынке ситуация пока устойчивая. Если эту ситуацию поменять, рынок сломается, и, что в итоге получится, непонятно», — комментирует г-н Зацепилин.
Изменить сложившуюся ситуацию, по мнению игроков, сможет помощь городских и областных властей: например, инвестиции в строительство дворца спорта, который можно будет использовать в том числе и для проведения выставок.
Помещениями «ЮжУралЭкспо» и спортивного комплекса УралГУФК пользуются в основном лидеры рынка. Более молодым компаниям приходится подстраивать свои мероприятия под их расписание либо находить альтернативные площадки. Например, «Первое Выставочное Объединение» провело выставку «Достижения строительного комплекса Челябинской области» и выставку строительной техники во Дворце пионеров им. Н. К. Крупской. А форум «Новый дом», организованный Южно-Уральской корпорацией жилищного строительства и ипотеки, администрацией Магнитогорска при поддержке Ассоциации риелторов «Южный Урал», прошел в здании мэрии Магнитогорска. Первый международный промышленный форум-выставку «Реконструкция промышленных предприятий — прорывные технологии в металлургии и машиностроении» «Центр международной торговли — Челябинск» провел на базе дворца спорта «Юность» и расположенного рядом ночного клуба «Театро». Второй форум-выставку компания уже намерена провести в собственном конгресс-центре (2 тыс. кв. м), разместившемся на реконструированных площадях «Челябгипромеза». Сдача в эксплуатацию этого объекта планируется на январь 2009 г. С появлением собственного конгресс-центра «Центр международной торговли — Челябинск» в 2009 г., скорее всего, проведет на территории Челябинска 6-7 крупных выставок-форумов и тем самым войдет в число заметных участников рынка (в 2008 г. у компании были только выездные мероприятия). «Когда собственной площадки нет, выдержать сроки запланированной выставки довольно сложно. Во дворце спорта в это время могут идти свои мероприятия. Нужно смотреть: выиграет «Трактор» или нет — будут там дальнейшие игры или дворец будет свободен. Региональный выставочный комплекс на ул. Артиллерийской уже плотно занят. Брать его в аренду дорого и не всегда возможно», — комментирует один из игроков.
Операторы ищут новые форматы для мероприятий
Ценовая конкуренция на челябинском рынке выставочных услуг практикуется редко. Снижать цены не позволяет уровень рентабельности, который в зависимости от тематики и масштаба выставки колеблется от 3 до 15%. Зато операторы частенько переманивают участников, копируя темы выставок конкурентов. «Рынок насыщен. Выставки часто дублируются. Один оператор берет дублирующуюся тему осенью, другой — весной. Выходим из ситуации, расставляя акценты. У одних метраж больше, у других теоретическая составляющая сильнее», — говорит топ-менеджер одной из компаний.
По словам игроков, качество мероприятия складывается из актуально выбранной темы, продуманной концепции, широты географии, масштабности и количества участников, а также целей, которые достигли участники и посетители. Для того чтобы выбрать максимально злободневную тему компании узнают наиболее важные тренды в органах местной власти. По некоторым данным, когда президент ДМИТРИЙ МЕДВЕДЕВ в Красноярске озвучил программу развития российской промышленности на ближайшие несколько лет, в «ЦМТ — Челябинск» оперативно сместили акценты при составлении программы своего Промышленного форума. По словам одного из игроков, некоторые темы выставок «ЮжУралЭкспо» и «Восточным Воротам» подсказывают в ЮУТПП, а «Первому Выставочному Объединению» — в Южно-Уральской корпорации жилищного строительства и ипотеки.
Самым распространенным способом воплощения выбранной темы в конкретно взятой выставке становятся форумы и семинары. Заместитель директора по информационной работе челябинского ЦНТИ ОЛЬГА ЛЕОНТЬЕВА говорит, что ее организация проводит подобные мероприятия при выставках с 1957 г. У большинства коммерческих выставочных операторов эта составляющая начинает набирать вес только лишь последние несколько лет: в 90-е гг. большинство выставок сводилось к формату выставки-ярмарки. «Проводя малые отраслевые выставки, мы организуем круглые столы и конференции. На них происходит обмен мнениями, который способствует развитию отрасли, решению финансовых проблем, совместному лобби», — полагает Ольга Леонтьева. «Наш отдел по работе с посетителями приглашает людей не только на выставку, но и на деловые мероприятия, которые проходят в рамках выставки. Требования к руководителям проектов также изменились: они должны теперь в обязательном порядке прописывать концепцию выставки, тщательно прорабатывая конгрессную часть. Если запланирована федеральная конференция или форум, то успех выставки обеспечен, потому что на такое мероприятие подтянутся основные игроки рынка», — рассказывает об опыте «ЮжУралЭкспо» Ольга Счастная.
Как ни странно, многим челябинским компаниям на выставке важно не заключить контракт или обсудить с коллегами рынок, а увидеть рядом со своим стендом известного человека. Некоторые участники рынка на условиях анонимности рассказывают, что обеспечивают успешность своим мероприятиям, привлекая на них известных в городе политиков, чиновников и бизнесменов. Так, одному из экспертов «ДК» удалось собрать на свою выставку около десятка крупных чиновников и политиков. Кроме них и их свиты, посетителей практически не было, но все компании-участники были в восторге.
Новым трендом в конкурентной борьбе становится организация сетевых выставок. Сетевыми участники рынка называют выставочные мероприятия, которые последовательно проходят в нескольких городах для пула участников из различных регионов. Первым челябинским оператором, который проводит сетевую выставку, стала компания «ЮжУралЭкспо». В сентябре выставка-форум «Православная Россия» прошла в Нижневартовске, в октябре — в Сургуте. В декабре запланирована в Самаре и Казани. В составе участников — более 70 церковных и коммерческих организаций из России и зарубежья. «Сетевые выставки позволяют существенно экономить рабочее время менеджеров, вовлекать администрацию других городов, спонсоров. Увеличивается рентабельность бизнеса в целом: число мероприятий растет, а количество трудовых ресурсов остается прежним. Для Челябинска это новые технологии выставочного бизнеса. Будущее — за тем, кто ими овладеет», — говорит об успехах Ольга Счастная.
По прогнозам Юрия Зацепилина, мировой финансовый кризис может спровоцировать отток денег с выставочного рынка. В условиях нехватки ресурсов многие компании могут сократить свои маркетинговые бюджеты и расходы на продвижение. «Увеличить количество выставок в условиях кризиса, конечно, будет довольно тяжело», — резюмирует эксперт.
Топ-листАлександр Чирков
Деловой квартал - Челябинск