Автор: Петр Всеволодович Яньшин, доктор психологических наук, профессор и заведующий кафедрой общей и социальной психологии Самарского филиала Московского государственного педагогического университета, доцент кафедры клинической психологии и психотерапии факультета медицинской психологии Самарского государственного медицинского университета.
Воспринимаемое визуальное сообщение благодаря цвету оказывает более сильное эмоциональное воздействие на зрителя. Так, удачно подобранное цветовое решение в общем композиционном построении повышает его выразительность, образность, запоминаемость.
Цвет, как и любой элемент композиции, необходимо тщательно продумывать с позиции максимального соответствия создаваемому образу. Принципом подбора цветов служит гармония, основанная на мягких или контрастных цветовых соотношениях. Это, в свою очередь, способствует созданию у зрителя состояний спокойствия, уравновешенности или, наоборот, — активности, динамики, броскости.
Особенности восприятия цвета, основанные на ассоциациях, должны учитываться при проектировании любого объекта дизайн-графики. Если, например, объект рекламы рассчитан на зарубежного зрителя, то необходимо учитывать национальные особенности восприятия цветов, чтобы избежать неправильных визуальных толкований.
Замечено существование связи между цветовыми предпочтениями потребителя и его социальным положением. Так, «яркие, «кричащие» цвета больше нравятся людям с низким достатком, в то время как большинство людей состоятельных, достигших успеха предпочитают сдержанные цвета».
Эмоционально-пространственные свойства самых распространенных цветов следующие:
-
желтый — визуально удаляет, повышает, расширяет, раздражает; создает ощущение тепла, сухости, легкости, рыхлости; настроение бодрости, веселья;
-
оранжевый — визуально приближает, утолщает; создает ощущение сухости, высокой температуры; настроение радости;
-
фиолетовый — визуально снижает, сжимает; создает ощущение прохлады, прочности, массивности, густоты, эмоционально лишает воли; наводит грусть;
-
синий — визуально снижает, укорачивает; создает ощущение холода, влажности, плотности; эмоционально делает пассивным; утешает, сосредотачивает, успокаивает; ленивый, антисептический, чистый;
-
зеленый — визуально немного сужает, объединяет; создает ощущение холода; эмоционально успокаивает, уравновешивает; приятный, здоровый, натуральный;
-
красный — визуально приближает, ограничивает; создает ощущение тепла, тяжести; возбуждает.
Д. Е. Тихон-Бугров замечает, что:
-
красный цвет не подходит для обращений к людям старшего поколения, так как этот цвет несет в себе следующие свойства: динамичность, активность, агрессивность, сексуальность, символизирование опасности;
-
белый — визуально раздвигает, расширяет, повышает; создает ощущение легкости и рыхлости; эмоционально оставляет равнодушным;
-
черный — визуально приближает, уменьшает; создает ощущение угнетения тяжестью, густотой; эмоционально делает устойчивым; отчаяние, смерть, оригинальность, благородство, изящество, классический «стильный» цвет;
-
серый — визуально ничего не меняет; создает ощущение безразличия; ощущение умеренности, солидности.
Т. А. Вековцева в своем исследовании, посвященном изучению художественного образа, отмечает, что роль окружающей среды в формировании психоэмоционального состояния человека является определяющей в восприятии цвета.
Национальные особенности восприятия цвета в России Т. А. Вековцевой приведены в табл. 1. Очевидно, что без перечисленного круга взаимоотношений ассоциативного цветового ряда нельзя достичь успешности в дизайне.
При оценке того или иного воздействия цвета на потребителя нельзя не учитывать роль социокультурных факторов (традиционные представления народа о каком-либо цвете, психоэмоциональные состояния, обусловленные возрастом, социальный статус и др.).
Таблица 1. Национальные особенности восприятия цвета в России
Факторы, влияющие на палитру |
Цвет |
Характе- |
Ассоциативно |
Объекты предметного мира, носители данного цвета |
Природно-климатические |
Белый |
Холодный, ясный, чистый, непорочный |
Снег (холодная зима) |
Храм (беленый) |
Красный |
Горячий, красивый, сильный |
Солнце, огонь |
Русский национальный костюм |
|
Зеленый |
Теплый, легкий, свежий |
Поля, леса, деревья |
Стог сена, венки и букеты трав |
|
Психоло- |
Коричневый |
Теплый, глубокий, мягкий, вязкий |
Дерево, земля, глина |
Деревянные дома, церкви, поленница, вспаханное поле |
Черный |
Грязный, тяжелый, злой |
Сажа, дым, грязь |
Осеннее поле после уборки урожая |
|
Розовый |
Теплый, мутный, неясный |
Зорька, туман, восход |
|
|
Историко-культурные |
Желтый/Золотой |
Светлый, легкий, жизненный, священный |
Свет, золотой нимб иконы |
Пшеница, кресты и купола церквей, корона царя |
Бордовый, лиловый |
Тяжелый, важный, уважительный, благородный |
Одежды святых, плащаница |
Купола церкви, накидки царей, рубин — камень власти |
|
Голубой, бирюзовый |
Легкий, небесный, чистый, холодный, священный |
Цвет неба, чистоты, воды |
Озера, небеса, голубой — всевышний, таинственный |