Дизайн упаковки является одним из ключевых звеньев в борьбе за внимание потребителя, особенно это станет актуальным в розничных сетях будущего, где бороться придется с частными марками. Ведь году в 2015 консолидация российских сетей и выход крупных мировых игроков, таких, как Wall-Mart, доведет долю частных марок в ассортименте до 70-80%. А требования к стандартам качества, в том числе и упаковки – значительно возрастут.
Сейчас Европейский Союз перекраивает соглашения по тепловым выбросам и экологическим стандартам в сторону их значительного ужесточения. А это значит, что к 2030 году вполне вероятно, упаковка, например, из PLA, или другая из 100% биоразлагаемых материалов станет не просто символом заботы компаний об окружающей среде, а обязательным требованием производства вообще. Доминирующим трендом производства и дизайна станет «Экодизайн». То есть в принципе, из экологически сомнительных материалов производство упаковки может быть запрещено. И Россия не станет исключением, вряд ли мы сможем надеяться на смягчение общемировых требований в отношении конкретно нашей страны.
За модным словом «экодизайн», скорее всего, в году 2030 будет стоять целый набор жестких правил и инновационных технологий, которые заставят предприятия быстро меняться, используя более безопасную, полезную для здоровья и функциональную упаковку. Экодизайн в современном понимании – это набор из четырех составляющих «проектирование» — «производство» — «использование» — «утилизация». Принимая во внимание, сколько требований необходимо будет учитывать к упаковке будущего, проектирование и дизайн приобретут доминирующую роль. Дизайн упаковки станет в большей степени экспертной дисциплиной, чем, в современном традиционном понимании, оформительской.
Важную роль в смене стандартов производства и печати упаковки сыграют новые технологии. Например, скоро появится возможность делать из того же PLA-пластика не только пакеты, но и бутылки. Над разработкой этих новых упаковочных технологий работают лидеры мировой упаковочной отрасли, такие, как Amkor Flexibles, например.
Краски и способ нанесения дизайна на упаковку не станут исключением, а также кардинально поменяют свою технологию. В частности, по всем параметрам опасная для экологии и здоровья современная флексопечать, с большей долей вероятности должна будет измениться, перейти на менее токсичные краски и реактивы. А это, в свою очередь, повлечет за собой смену цветовых стандартов и правил нанесения на упаковку.
Ужесточение экологических стандартов, интеграция в мировой рынок, давление поставщиков и конкурентов, а также новые технологии заставят упаковочный рынок не только в России, но и в мире полностью поменять свою природу. Внешний вид упаковки станет более простым и «прозрачным» — то есть близким и понятным потребителю. Забота о безопасности выйдет на первый план, а значит, необходимо будет выводить продукт «на первое место», визуально сокращать роль упаковки в продукте. Не секрет, что в современных премиальных продуктах, доля упаковки в их стоимости может достигать 80%! Так зачем же платить за упаковку, если можно платить за продукт? Дизайн упаковки должен будет стать таким, чтобы подчеркивать заботу о потребителе и продукте.
Мария Сташенко,
академический член Design Management Institute (Boston, USA),
управляющий партнер ORGANICA design consultancy (Органика дизайн)