Как мы и предполагали, изменения на рекламно-маркетинговом рынке начались стремительные. Конечно, рынок менялся всегда, но не такими темпами. Потребительские предпочтения резко меняются. Прочитав эти слова, может возникнуть недоверие, многие ведь даже и не видят каких-либо изменений в своей жизни. На самом деле рекламодатели уже меняют свои предпочтения в выборе рекламных возможностей.
Несмотря на положительное мнение рекламодателей о наружной рекламе, объемы наружной рекламы уменьшаются. Как, например, в Москве пустует 80% всех рекламных поверхностей. В Хабаровске немного другая ситуация: пустует около 10 - 20% рекламных поверхностей, во Владивостоке ситуация куда серьезнее, спад до 20-30% объема продажи наружной рекламы. Конечно, администрации городов ведут грамотную политику и обеспечивают город большим количеством социальной рекламы. Не ощущает на себе кризиса только телевидение, так как в глазах среднестатистического рекламодателя, ТВ – наилучший способ рекламы.
На сегодняшний момент по двум городам в Хабаровске и Владивостоке 40 агентств полного цикла и 35 рекламно-производственных агентств. Естественно, если говорить о всех компаниях, работающих в рекламно-маркетинговой сфере города Хабаровска и Владивостока, то их около 600. Почти все себя позиционируют как агентства полного цикла, конечно, это смешно, так как в основном это мелкие рекламные агентства, специализирующиеся на различных рекламных услугах. Сегодня нельзя просто сказать: мы — агентство полного цикла. Ведь такое агентство должно работать по комплексу как минимум с десятью рекламными операторами. В наших рейтингах мы подобрали наиболее подходящие компании этому статусу. В членах Ассоциации на сегодняшний момент есть рекламные агентства полного цикла, но это компании, которые действительно могут отвечать критериям высокопрофессионального агентства полного цикла.
По Дальнему Востоку 15 крупных операторов наружной рекламы, все они на себе ощущают глобальные экономические изменения. Также можно выделить 10 высокопрофессиональных компаний, специализирующихся на оказании BTL услуг.
Нельзя не сказать о положительных сторонах сегодняшней ситуации на рынке, многие компании стараются переходить на новые виды рекламы, находят новые методы продвижения. Сегодняшний кризис даст начало новой эпохе в рекламе, появятся новые методы продвижения товаров и услуг, станет более востребованным такой метод рекламы как распространение слухов, контекстная реклама, продюссинг, пользователей интернета станет на порядок больше. Станет более популярным событийный маркетинг, фирмы в период кризиса рассчитывают взять свою аудиторию элитностью своего товара или услуги. Поэтому сейчас мы являемся свидетелями появления новых тенденций в рекламе на Дальнем Востоке: пиар-мероприятия, вечеринки, светские вечера. Дальний Восток, как губка впитывает все московские тенденции, стремится к европейским традициям.
По нашим оценкам каждый второй рекламодатель нуждается в новых маркетинговых ходах.
Сейчас Ассоциация активно работает с рекламными агентствами и рекламодателями, в результате нашего сотрудничества мы выстроили следующий прогноз в виде рейтинга. Рейтинг наиболее доверительных в глазах рекламодателей рекламных возможностей:
1.ТВ реклама
2.Радио реклама
3.Наружная реклама
4.Реклама в СМИ
5.Интернет реклама (контекстная реклама, размещение баннеров)
6.Реклама в транспорте
7.BTL услуги
8.Вирусный маркетинг
В виду последних изменений мы построили следящий прогноз: через два года рейтинг наиболее востребованных рекламных возможностей будет выглядеть следующим образом:
1. ТВ реклама
2. BTL услуги, PR акции
3. Интернет реклама
4. Наружная реклама
5. Реклама в СМИ
6. Вирусный маркетинг
7. Радио реклама
8. Реклама в транспорте
В заключение можно отметить, что наиболее уверенно себя чувствуют телерадиокомпании, рекламные агентства полного цикла, входящие в лидеры отрасли. В любом случае от рекламы, которая дает результат, клиент уходить не будет. Клиент уходит только в том случае, когда уже больше не видит результатов, а, следовательно, и ожидаемых объемов продаж.
Вадим Тылик,
Президент «Дальневосточной Ассоциации качества рекламы и маркетинга»
Президент «Дальневосточной Ассоциации качества рекламы и маркетинга»