Сувениры сегодня – не просто подарки коллегам и партнерам по конкретному поводу, но целое направление в маркетинге, органично вписывающееся в общую рекламную стратегию компаний. Не случайно рынок сувенирной продукции растет весьма впечатляющими темпами, ежегодно увеличиваясь на 30% (а сегмент подарков для бизнеса – на 35%). По прогнозам специалистов, к 2012 году его обороты в России достигнут 1 млрд. долларов.
Маркетинг подарков как часть рекламной политики фирмы позволяет решать сразу несколько задач:
I. Виды подарочной продукции в зависимости от целевой аудитории:
1. Промо-сувениры – небольшие подарки потенциальным покупателям (ручки, зажигалки, брелоки, полотенца и т. д.) с целью привлечения внимания к компании, увеличения объемов продаж, повышения лояльности к продукции.
2. Бизнес-сувениры (ежедневники с фирменным логотипом, календари, органайзеры, изделия из кожи, текстиль, часы с символикой и др.):
II. Виды подарочной продукции в зависимости от повода и места вручения сувенира:
1. Сувениры, вручаемые на промоакциях в местах продаж.
Цель: увеличение объемов продаж, побуждение к совершению покупки, вывод на рынок торговой марки (пробная покупка), повышение лояльности к товару, переключение потребителей с конкурентного товара, поддержание спроса в конце сезона.
Целевая аудитория: посетители торговой точки, принимающие решение о покупке непосредственно в магазине (по статистике, это 80% покупателей).
Форма: подарок за покупку. Например, за приобретение трех бутылок пива можно получить пивную кружку (такие акции проводит «Балтика»). ОАО «ММВЗ» к каждой бутылке водки «Флагман» во время акций прилагает стопку, «Данон» – стаканчик для рисования при покупке определенного количества «Растишки» и т. д.
2. Сувениры на выставках.
Цель: повышение лояльности целевой аудитории, удовлетворение потребности в информированности, знакомство с компанией и ее продукцией, поддержание интереса после завершения выставки.
Целевая аудитория: потенциальные покупатели и клиенты компании, принимающие решение о покупке или сотрудничестве спустя определенное время; партнеры по бизнесу, журналисты.
Форма: к сувенирной продукции с логотипом компании прилагается информационное сопровождение – визитка, буклет, карманный календарь с контактами, блокнот и т. д. Для информационного сопровождения бизнес-подарков неплохим вариантом станет альбом, рассказывающий о компании и ее деятельности, фотоотчет о выставке, CD и проч.
3. Подарки к праздникам (государственным, профессиональным или корпоративным) сотрудникам, партнерам, клиентам, дилерам.
Условия эффективности
Обозначить цель и грамотно выделить целевую аудиторию – лишь часть стратегического планирования в маркетинге подарков. Не менее важна креативная и техническая сторона вопроса – каким должен быть сувенир, чтобы с его помощью решить поставленные задачи?
Здесь необходимо учитывать следующие моменты:
Маркетинг подарков как часть рекламной политики фирмы позволяет решать сразу несколько задач:
- создает положительный эмоциональный образ компании в глазах потребителей, клиентов, партнеров;
- позиционирует компанию на рынке;
- продвигает продукцию посредством вручения сувениров;
- усиливает воздействие прочих маркетинговых коммуникаций.
I. Виды подарочной продукции в зависимости от целевой аудитории:
1. Промо-сувениры – небольшие подарки потенциальным покупателям (ручки, зажигалки, брелоки, полотенца и т. д.) с целью привлечения внимания к компании, увеличения объемов продаж, повышения лояльности к продукции.
2. Бизнес-сувениры (ежедневники с фирменным логотипом, календари, органайзеры, изделия из кожи, текстиль, часы с символикой и др.):
- сувениры партнерам по бизнесу (как состоявшимся, так и потенциальным). Цель: поддержание интереса к компании, выражение хорошего расположения и желания продолжать сотрудничество;
- подарки сотрудникам. Цель: повышение эффективности работы и лояльности к компании, мотивация, удовлетворение потребности в признании заслуг;
- сувениры для журналистов, освещающих деятельность компании. Цель: привлечение информационных партнеров, формирование положительного имиджа компании в средствах массовой информации.
II. Виды подарочной продукции в зависимости от повода и места вручения сувенира:
1. Сувениры, вручаемые на промоакциях в местах продаж.
Цель: увеличение объемов продаж, побуждение к совершению покупки, вывод на рынок торговой марки (пробная покупка), повышение лояльности к товару, переключение потребителей с конкурентного товара, поддержание спроса в конце сезона.
Целевая аудитория: посетители торговой точки, принимающие решение о покупке непосредственно в магазине (по статистике, это 80% покупателей).
Форма: подарок за покупку. Например, за приобретение трех бутылок пива можно получить пивную кружку (такие акции проводит «Балтика»). ОАО «ММВЗ» к каждой бутылке водки «Флагман» во время акций прилагает стопку, «Данон» – стаканчик для рисования при покупке определенного количества «Растишки» и т. д.
2. Сувениры на выставках.
Цель: повышение лояльности целевой аудитории, удовлетворение потребности в информированности, знакомство с компанией и ее продукцией, поддержание интереса после завершения выставки.
Целевая аудитория: потенциальные покупатели и клиенты компании, принимающие решение о покупке или сотрудничестве спустя определенное время; партнеры по бизнесу, журналисты.
Форма: к сувенирной продукции с логотипом компании прилагается информационное сопровождение – визитка, буклет, карманный календарь с контактами, блокнот и т. д. Для информационного сопровождения бизнес-подарков неплохим вариантом станет альбом, рассказывающий о компании и ее деятельности, фотоотчет о выставке, CD и проч.
3. Подарки к праздникам (государственным, профессиональным или корпоративным) сотрудникам, партнерам, клиентам, дилерам.
Условия эффективности
Обозначить цель и грамотно выделить целевую аудиторию – лишь часть стратегического планирования в маркетинге подарков. Не менее важна креативная и техническая сторона вопроса – каким должен быть сувенир, чтобы с его помощью решить поставленные задачи?
Здесь необходимо учитывать следующие моменты:
- главное – не предмет, а идея, которую компания собирается донести до целевой аудитории. Банальными ручками потребителей сегодня не удивить, поэтому их рекламная эффективность невысока. Оригинальность в выборе формы, цвета, графического оформления сувенира, работа каждой детали на общую цель – один из залогов успеха;
- подарок должен удовлетворять потребности целевой аудитории и быть функциональным – только в этом случае он будет использоваться получателем, а значит, напоминать о компании и ее продукции;
- качество изделия крайне важно, особенно для бизнес- и VIP-сувениров. Низкое качество подарка может быть идентифицировано со всей продукцией компании;
- подарки должны присутствовать в достаточном количестве, особенно это касается промоакций;
- безупречный вкус сувенира означает, что подарок не должен вторгаться в личные сферы (например, неудачный презент – галстук), быть примитивным или иметь ярко выраженную половую принадлежность;
- подарок должен соответствовать статусу получателя – как стоимостью, так и вниманием к деталям. Так, если нанесение логотипа на сувенирную продукцию для промоакций необходимо, то для VIP-подарков оно зачастую неуместно. Глава крупной компании вряд ли будет использовать, к примеру, настольный набор с символикой другой фирмы.
Дарья Цветкова,
Материал был опубликован в журнале «Продвижение Продовольствия. Prod&Prod» 2010 №05-06
Материал был опубликован в журнале «Продвижение Продовольствия. Prod&Prod» 2010 №05-06