Начнем с определения, что же такое медиа-стратегия и для чего она нужна?
К чему все эти сложности, когда можно просто «наколбасить» медиа-план, получить «супер» скидки и разместить его, а потом ждать, когда же наступит эффект, когда покупатели потекут рекой, увидев наше рекламное сообщение.
Отсюда и начинаются стандартные ошибки – не видя стратегии бренда в целом, ошибочно полагать, что тактика будет правильной и верной и приведет к желаемым результатам.
Медиа-стратегия бренда является частью общей коммуникативной стратегии бренда и должна учитывать положения и результаты и креативной стратегии, т. к. креативные разработки имеют свои особенности, как восприятия, так и размещения.
С чего начать?
С постановки медиа-целей и задач.
Прежде чем приступать к разработке медиа-стратегии необходимо четко понимать, что мы хотим получить от медиа-кампании. Медиа-цели вытекают из коммуникационных целей и описываются в конкретных терминах медиа-планирования (охват, частота).
Когда нам ясны цели и задачи, которые мы должны достигнуть, мы можем двигаться дальше и вырабатывать стратегию и тактику достижения этих целей.
Определение целевой аудитории. Ошибочно подходить к этому этапу формально. Целевая аудитория, на которую будут направлены наши медиа-инвестиции, должна быть определена максимально точно в медиа-характеристиках. Чем более точно определена целевая аудитория – тем более верным и адекватным будет дальнейшее стратегическое и тактическое планирование.
Анализ конкурентов и потребительского поведения - самый сложный и затратный, на мой взгляд этап, т.к. такие исследования настолько важны, насколько и затратны. И не всегда мы можем получить эти данные, не всегда даже сам клиент знает, что и как делают его конкуренты, какое место они занимают на рынке и как ведут себя в медийном пространстве. Либо данная картина неполная и не совсем актуальная. Анализ конкурентов позволит корректировать свою стратегию с учетом поведения, успешного либо нет, основных игроков рынка.
География РК определяет и бюджет и то, какие медиа-каналы необходимо использовать – сетевые или локальные. Часто при широкой географии размещение на сетевых/национальных каналах дешевле, чем размещение в каждом локальном регионе отдельно. Однако из национального размещения исключается наружная реклама.
Период РК – в зависимости от рекламируемого продукта/услуги строится РК во времени – она может быть краткосрочной, долгосрочной, непрерывной, флайтовой. Временные характеристики РК имеют не последнее значение – в зависимости от характера РК формируется медиа-микс, способный эффективно решать задачи в поставленные сроки, планируется бюджет и пр.
Бюджет – наверное, главный ограничитель в работе медиа-планера и медиа-менеджера. Если бюджетирование основывается на принципе «сколько не жалко» или «сколько есть» возможно, что в первом случае будет потрачено больше, чем нужно было реально, во втором – выделенных денег не хватит на достижение эффективных показателей и бюджет (даже небольшой) будет потрачен впустую. И все, о чем мы говорили ранее и будем говорить в дальнейшем - пустая трата времени, т. к. бюджета на все это не хватит. В данном случае стратегическое и тактическое планирование следует начать с конца – а именно, определить, на достижение какие целей нам хватит выделенного бюджета, а затем уже приступать к разработке медиа-стратегии.
Важна не величина бюджета, а его достаточность для эффективного воздействия на ЦА.
В конечном счете, качество медиа-планирования зависит от того, насколько эффективно потрачен медиа-бюджет.
После постановки целей и анализа всех вышеперечисленных факторов, имеющих первостепенное значение для разработки адекватной и эффективной медиа-стратегии, переходим непосредственно к выбору медиа-носителей, или формированию медиа-микса.
Медиа-микс – это набор медиа-каналов, способных макисмально эффективно при минимальных затратах решить поставленные задачи.
Медиа-микс формируется на основе следующих факторов:
В данной матрице каждый носитель оценивается по 3-х балльной шкале, а затем выстраиваются приоритеты.
Конечно, данная методика не является универсальной и однозначной, но она может намного облегчить процесс формирования медиа-микса и выбора оптимальных медиа-каналов.
В результате мы должны получить некий документ, под названием медиа-стратегия, в котором четко будут прописаны и проанализированы все вышеописанные пункты, и который будет давать четкий ответ - когда, где, как должен коммуницировать бренд в медиа-пространстве, чтобы добиться поставленных целей и задач.
Следующий шаг в разработке медиа-стратегии – тактическое медиа-планирование. На этом этапе выбираются конкретные каналы из медиа-микса и формируется Медиа-план.
Более подробно об этом этапе мы поговорим в следующий раз.
К чему все эти сложности, когда можно просто «наколбасить» медиа-план, получить «супер» скидки и разместить его, а потом ждать, когда же наступит эффект, когда покупатели потекут рекой, увидев наше рекламное сообщение.
Отсюда и начинаются стандартные ошибки – не видя стратегии бренда в целом, ошибочно полагать, что тактика будет правильной и верной и приведет к желаемым результатам.
Медиа-стратегия бренда является частью общей коммуникативной стратегии бренда и должна учитывать положения и результаты и креативной стратегии, т. к. креативные разработки имеют свои особенности, как восприятия, так и размещения.
С чего начать?
С постановки медиа-целей и задач.
Прежде чем приступать к разработке медиа-стратегии необходимо четко понимать, что мы хотим получить от медиа-кампании. Медиа-цели вытекают из коммуникационных целей и описываются в конкретных терминах медиа-планирования (охват, частота).
Когда нам ясны цели и задачи, которые мы должны достигнуть, мы можем двигаться дальше и вырабатывать стратегию и тактику достижения этих целей.
Определение целевой аудитории. Ошибочно подходить к этому этапу формально. Целевая аудитория, на которую будут направлены наши медиа-инвестиции, должна быть определена максимально точно в медиа-характеристиках. Чем более точно определена целевая аудитория – тем более верным и адекватным будет дальнейшее стратегическое и тактическое планирование.
Анализ конкурентов и потребительского поведения - самый сложный и затратный, на мой взгляд этап, т.к. такие исследования настолько важны, насколько и затратны. И не всегда мы можем получить эти данные, не всегда даже сам клиент знает, что и как делают его конкуренты, какое место они занимают на рынке и как ведут себя в медийном пространстве. Либо данная картина неполная и не совсем актуальная. Анализ конкурентов позволит корректировать свою стратегию с учетом поведения, успешного либо нет, основных игроков рынка.
География РК определяет и бюджет и то, какие медиа-каналы необходимо использовать – сетевые или локальные. Часто при широкой географии размещение на сетевых/национальных каналах дешевле, чем размещение в каждом локальном регионе отдельно. Однако из национального размещения исключается наружная реклама.
Период РК – в зависимости от рекламируемого продукта/услуги строится РК во времени – она может быть краткосрочной, долгосрочной, непрерывной, флайтовой. Временные характеристики РК имеют не последнее значение – в зависимости от характера РК формируется медиа-микс, способный эффективно решать задачи в поставленные сроки, планируется бюджет и пр.
Бюджет – наверное, главный ограничитель в работе медиа-планера и медиа-менеджера. Если бюджетирование основывается на принципе «сколько не жалко» или «сколько есть» возможно, что в первом случае будет потрачено больше, чем нужно было реально, во втором – выделенных денег не хватит на достижение эффективных показателей и бюджет (даже небольшой) будет потрачен впустую. И все, о чем мы говорили ранее и будем говорить в дальнейшем - пустая трата времени, т. к. бюджета на все это не хватит. В данном случае стратегическое и тактическое планирование следует начать с конца – а именно, определить, на достижение какие целей нам хватит выделенного бюджета, а затем уже приступать к разработке медиа-стратегии.
Важна не величина бюджета, а его достаточность для эффективного воздействия на ЦА.
В конечном счете, качество медиа-планирования зависит от того, насколько эффективно потрачен медиа-бюджет.
После постановки целей и анализа всех вышеперечисленных факторов, имеющих первостепенное значение для разработки адекватной и эффективной медиа-стратегии, переходим непосредственно к выбору медиа-носителей, или формированию медиа-микса.
Медиа-микс – это набор медиа-каналов, способных макисмально эффективно при минимальных затратах решить поставленные задачи.
Медиа-микс формируется на основе следующих факторов:
- сильные и слабые стороны каждого медиа-канала;
- возможность каждого из возможных каналов решать поставленные медиа-задачи;
- медиа-предпочтения целевой аудитории;
- особенности и специфика рекламируемого продукта/услуги;
- стратегия конкурентов в медийной среде;
- бюджет;
- пожелания клиента.
Матрица предварительного выбора медиа-носителей
Факторы выбора |
ТВ |
Радио |
Пресса |
Наружная |
Кинотеатры |
Интернет |
Индор, амбиент |
Маркетинговые |
|
|
|
|
|
|
|
Аудитория массовая |
*** |
** |
** |
*** |
* |
* |
* |
Аудитория сегментирована |
* |
** |
*** |
* |
** |
** |
** |
Аудитория узкоспециализирована |
|
* |
*** |
|
* |
*** |
** |
Ограниченный рекламный бюджет |
* |
* |
* |
** |
* |
** |
** |
|
|
|
|
|
|
|
|
Коммуникативные |
|
|
|
|
|
|
|
Акцент на имидж |
*** |
* |
*** |
** |
*** |
** |
** |
Акцент на информирование |
** |
*** |
*** |
** |
* |
*** |
*** |
Поддержка промо |
** |
*** |
* |
** |
** |
** |
*** |
Требуется демонстрация продукта |
*** |
|
*** |
** |
*** |
*** |
* |
|
|
|
|
|
|
|
|
Медийные |
|
|
|
|
|
|
|
Акцент на охват |
*** |
** |
** |
** |
|
* |
* |
Акцент на частотность |
* |
*** |
* |
*** |
|
* |
|
Постоянная активность |
* |
* |
*** |
* |
|
*** |
* |
Флайтовая активность |
*** |
*** |
* |
** |
** |
** |
** |
Поддержка рекламы на ТВ (при ее наличии) |
|
*** |
** |
** |
*** |
** |
* |
|
|
|
|
|
|
|
|
В данной матрице каждый носитель оценивается по 3-х балльной шкале, а затем выстраиваются приоритеты.
Конечно, данная методика не является универсальной и однозначной, но она может намного облегчить процесс формирования медиа-микса и выбора оптимальных медиа-каналов.
В результате мы должны получить некий документ, под названием медиа-стратегия, в котором четко будут прописаны и проанализированы все вышеописанные пункты, и который будет давать четкий ответ - когда, где, как должен коммуницировать бренд в медиа-пространстве, чтобы добиться поставленных целей и задач.
Следующий шаг в разработке медиа-стратегии – тактическое медиа-планирование. На этом этапе выбираются конкретные каналы из медиа-микса и формируется Медиа-план.
Более подробно об этом этапе мы поговорим в следующий раз.