Согласно результатам исследований1, более 80 % пользователей интернет при поиске товаров или услуг обращаются за нужной им информацией к поисковым системам. И чем выше сайт расположен в результатах поиска, тем быстрее его находят. А SEO как раз и решает задачу по выводу сайта в ТОП выдачи поисковых систем.
В этой статье мы расскажем о том, как правильно выбрать SEO-компанию, чтобы эффективнее использовать рекламный бюджет и минимизировать риски.
1. Поставьте цель
В формулировке задач должны быть указаны какие-либо количественные показатели, по которым легко измерить результат. Например, «попасть в десятку в «Яндекс» по десяти конкретным запросам». Или «через 3 месяца на сайт должно заходить не менее 100 человек в сутки», «через 1 год объем заказов через форму на сайте должен увеличиться на 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года».
Если Вы затрудняетесь четко сформулировать задачу, поставьте её в общей форме, например, «необходимо увеличить объем продаж через сайт». Серьезная организация-оптимизатор запросит у Вас всю исходную информацию, поможет корректно сформулировать задачи и предложит пути их решения.
Как самостоятельно узнать ключевые слова?
Ключевые слова, запросы, семантическое ядро — это фразы, по которым пользователи ищут Ваши товары и услуги в поисковиках. Это могут быть общие слова, например, «купить машину», конкретные модели и бренды, например, Lada, Citroen C4, «Ситроен» или более сложные конструкции типа «автосалон в Москве скидки». Некоторые ключевые слова тысячи людей набирают в строке каждый день, например, «купить авто» (это высокочастотные запросы), другие не столь популярны, и за них конкурирует меньшее число компаний.
Посмотреть статистику по запросам и убедиться в актуальности тех или иных ключевых слов для Вашего бизнеса можно с помощью сервисов поисковых машин:
Во время поиска желательно составить как можно более подробный список ключевых слов, чтобы получить полную картину происходящего.
Совет: прежде чем начать работы по продвижению сайта, важно обратить внимание на качество сайта. Очевидно, что если дизайн сайта сделан на низком уровне, пользоваться ресурсом неудобно, то доверие у пользователей к такому ресурсу будет низким.Следовательно, и рекламный бюджет на продвижение ресурса будет потрачен впустую. Лучше сначала сделать качественный сайт, а уже потом его продвигать.
2. Выберите группу потенциальных исполнителей
По экспертным оценкам2, на российском рынке поисковой оптимизации сайтов в 2010 году работало порядка 250-300 компаний и около 3 000 частных лиц. Как продвигаться: работать с SEO-компанией или фрилансером, а может быть взять специалиста в штат компании? Всё зависит от того, сколько у Вас сайтов, готовы ли Вы рисковать бюджетом и экспериментировать.
Если у вас крупная компания, владеющая большим количеством сайтов, то стоит подумать о штатном специалисте. При этом необходимо понимать, что кроме заработной платы ему потребуется и рекламный бюджет. Даже если этот человек не будет сам на 100% заниматься оптимизацией проектов, он сможет хорошо контролировать и оптимизировать бюджеты при работе с другими компаниями или фрилансерами.
Фрилансер или фирма?
Если проектов у компании немного или всего один, то эффективнее отдать их на аутсорсинг в SEO-компанию или фрилансеру. При выборе между ними стоит учитывать, что компания предлагает отработанную схему, официально оформленные документы, более высокую вероятность успеха. Фрилансер обычно обходится дешевле, быстро подстраивается под клиента и хорош в том случае, когда у вас небольшие бюджеты, и в то же время Вы готовы ими рисковать. Понятно, что юридическая ответственность фрилансера минимальная и оплата, как правило, осуществляется без оформления документов.
Где искать оптимизаторов?
Прежде всего, мы рекомендуем провести «разведку боем» и узнать, кто продвигает сайты Ваших конкурентов. Откройте поисковую систему «Яндекс» или Google и введите некоторые из наиболее популярных ключевых слов по Вашей тематике. На некоторых сайтах внизу указана компания-оптимизатор.
Значительную помощь в поиске SEO-компаний оказываюткаталоги и рейтинги. Например, с помощью специализированного каталога CMS Magazine Вы можете сразу получить краткую информацию о компании: городах присутствия, дате основания, количестве работ и сотрудников. Проект поможет сформировать первичный список кандидатов не «вслепую», а на основе конкретных и актуальных данных. Для анализа информации можно также воспользоваться рейтингами, среди которых: «Рейтинг Рунета», SEOnews и «Кто продвинул».
SEO-компании можно поискать и в самих поисковых системах. Как правило, они активно продвигают свои собственные сайты и размещают контекстную рекламу, чтобы не оказаться в ситуации «сапожник без сапог». Но придавать существенный вес тому, кто сегодня в топ-10, не стоит: в конкурентной ситуации позиции SEO-фирм меняются достаточно часто.
Если Вы хотите найти оптимизаторов, работающих на фрилансе, то форумы и блоги – это как раз то место, где их можно встретить. Один из самых известных и старейших форумов SEARCHENGINES.ru поможет не только найти оптимизатора, но и получить массу актуальной информации по теме.
Совет: обратите внимание на портфолио, рекомендации, расценки, близость-удаленность исполнителя, оперативность ответов на вопросы и адекватность на стадии предварительного общения.
3. Организуйте тендер
Выбрав 3-10 потенциальных исполнителей, организуйте между ними тендер. Дух конкуренции упростит проведение переговоров. Пригласите к участию в конкурсе прежде всего те компании, которые смогли добиться высоких результатов по известным Вам сайтам конкурентов.
Сделать запрос коммерческих предложений можно вручную, по e-mail и телефону, либо в автоматическом режиме через электронную тендерную площадку. В настоящее время единственная специализированная площадка для SEO-тендеров — «Рейтинг Рунета»: http://www.ratingruneta.ru/tenders/seo. В рамках сервиса можно сформировать свой шорт-лист SEO-компаний и разослать им запросы. Возможность отправить одну заявку сразу в несколько компаний сэкономит Ваше время, а публичная форма предложения подстегнет конкуренцию между исполнителями.
При отправке запроса попросите исполнителей детализировать коммерческое предложение. Оно должно содержать следующую информацию:
- стоимость услуг в привязке к основным этапам работ: аудит сайта, внутренняя оптимизация, бюджет на поддержание позиций;
- способ расчета (абонентская плата, за позиции, за трафик, другие варианты);
- график и сроки: какие действия будут совершены, когда будет виден результат;
- способы продвижения: какими методами компания будет поднимать позиции Вашего сайта;
- результаты: как их измерять, и что будет, если цели не достигнуты;
- отчетность: содержание и периодичность.
4. Анализ коммерческих предложений и выбор
Мы рекомендуем обращать внимание прежде всего на то, что конкретно планирует делать компания для достижения результата. Если в коммерческом предложении эти моменты не прописаны, спросите, какими способами планируется продвигать сайт. Некоторые традиционные средства:
- оптимизация кода и текстов на сайте;
- внутренняя оптимизация, работа с юзабилити;
- размещение бесплатных ссылок на Ваш сайт в каталогах и блогах, обмен с партнерами;
- публикация статей на внешних сайтах со ссылкой на Ваш;
- покупка ссылок на специальных биржах.
SEO — это не закрытый ящик. Если менеджер компании начинает говорить о коммерческих тайнах и о том, что главное — итог, а не метод, смело удаляйте его из шорт-листа. Вы должны четко понимать, на что будет потрачен Ваш ежемесячный бюджет. Например, 50% — покупка внешних ссылок и размещение статей, 20% — написание статей и так далее.
Стоимость услуг
При поисковом продвижении сайта бюджет формируется индивидуально для каждого конкретного проекта. Он зависит от конкуренции в Вашей сфере бизнеса в сети интернет, количества поисковых запросов и их частотности, от того насколько готов Ваш сайт к немедленному продвижению. Поэтому первоначальные коммерческие предложения на SEO могут сильно отличаться. Обратите внимание на число и частотность предлагаемых запросов и перечень работ по проекту, прежде чем игнорировать предложение с высоким бюджетом.
На текущий момент в компаниях-оптимизаторах наиболее популярны 3 вида расчетов: фиксированная абонентская плата, оплата за посетителе, за конкретные позиции. У каждого способа есть свои преимущества и недостатки.
1. Абонентская плата позволяет прогнозировать бюджет и не выходить за рамки дозволенного. Это простой и безопасный способ работы с подрядчиком. С другой стороны, этот вариант мотивирует на процесс, а не результат. Оптимизатор может «сидеть» на бюджете и не прилагать реальных усилий, чтобы улучшить позиции клиента по самым тяжелым запросам. В результате эффективность расходования рекламного бюджета может быть сравнительно невысокой.
2. При оплате за позиции вознаграждение оптимизатора зависит от числа запросов, по которым сайт клиента выводится в первой десятке поисковика. Исполнитель вынужден стараться — если продвигаемый сайт выпадет из видимой зоны, клиент ничего не заплатит, и фирма понесет убытки. Агентство в равной степени с клиентом несет риски, поэтому, при благоприятном стечении обстоятельств, стоимость услуг может быть значительно выше, чем при фиксированной оплате. В то же время при негативном развитии событий — ниже.
3. Оплата за посетителей — один из самых интересных методов. Клиент платит фиксированное вознаграждение за объем трафика, а оптимизатор старается привлечь целевую аудиторию на сайт любыми доступными способами. В этой системе также присутствует мотивация на результат, а показатели эффективности легко измерить — достаточно сравнить посещаемость до начала работ и после. У этого способа расчетов также есть свои недостатки. Клиент точно не знает, сколько ему придется заплатить. Если оптимизатор поработает на славу, на сайт придет масса посетителей, и за каждого придется рассчитываться. Расходы могут быть значительными, при этом большая посещаемость не всегда является гарантией высоких продаж.
Есть и другие, менее распространенные схемы расчета, в том числе, агентская, когда оптимизатор получает комиссию от продаж, или смешанная, в которой сочетаются элементы нескольких разных систем. Например, небольшая абонентская плата за управление проектом, оплата за позиции по 2-4 популярным запросам и оплата за трафик по низкочастотным словам.
Как правило, компания-оптимизатор предлагает способ наиболее удобный для нее. Вы можете согласиться или предложить свой в зависимости от уровня дохода, который приносит сайт. Если конверсия посетителей в покупателей на достаточно высоком уровне, и бОльшее количество посетителей приносит бОльшую прибыль, имеет смысл платить за трафик или позиции. Если речь идет о корпоративном сайте, который нужен только для поддержки маркетинговой активности оффлайн, можно обойтись абонентской платой.
Гарантии
Поисковые алгоритмы «Яндекс» и Google часто меняются, что приводит к перераспределению позиций. Кроме того, из первой десятки Ваш сайт могут вытеснить конкуренты с более крупными бюджетами. Поэтому, зная все подводные камни, честные оптимизаторы никогда не дадут Вам 100% гарантии результата. Если SEO-компания хвастается «солидными» гарантиями результатов — можете смело удалять ее из списка потенциальных подрядчиков.
Сроки продвижения
Осторожно относитесь к обещаниям продвинуть сайт «очень быстро». Нередко «быстрый» результат достигается за счет «черных» методов продвижения, использование которых рискованно. Сегодня Вы в топе, а завтра окажетесь в черном списке сайтов, которые вообще не отображаются в поисковых системах. Сроки, при которых Ваш сайт может попасть в ТОП поисковых систем, определяются качеством сайта и контента, возрастом, объемом текста и ссылок на него на внешних ресурсах. Для хорошо подготовленных сайтов срок может составить всего 1-2 месяца, а для новых — минимум 3-6 месяцев.
Клиенты и рекомендации
Очевидно, что наличие клиентов и рекомендаций упростит выбор лучшей компании. Полезный прием – посмотреть автора рекомендации, а затем найти его контакт в социальной сети, позвонить и спросить, какие были проблемы в работе с данной SEO-компанией. Живой человеческий отзыв скажет вам больше, чем тридцать красиво оформленных документов.
Совет: попросите у компании предоставить Вам полный список SEO-услуг, который она оказывает. Даже если Вы не являетесь специалистом в этой области, список услуг позволит Вам увидеть или хотя бы ощутить интуитивно опытность и комплексность работы компании-исполнителя.В заключение хотелось бы напомнить, что SEO — это только один из инструментов интернет-маркетинга, и мы рекомендуем использовать его в комплексе с другими инструментами. Если же у Вас еще нет сайта, или Вы планируете сделать его редизайн, мы рекомендуем ознакомиться с другой нашей статьей, которая поможет в выборе веб-студии.
Источники:
1 Совместное исследование «Ситибанк» и Google:
https://docs.google.com/a/google.com/present/view?id=dg4dzjrp_402gz6hq33p&ndplr=1&ncl=true
2. Исследование «Рейтинг Рунета» & CMS Magazine:
http://www.ratingruneta.ru/seo/research2009