Ассоциация сенсорного маркетинга и компания Aromaco, опросив около 100 предпринимателей, выявили какие задачи решает бизнес с помощью ароматов. В исследовании приняли участие компании из таких сфер, как финансы, фэшн ритейл, horeca, автобизнес, FMCG и др.
Согласно данным, предоставленным Ассоциацией сенсорного маркетинга, около 16% покупателей в ароматизированных магазинах задерживаются дольше, решение о покупке принимается на 15% чаще, импульсные покупки происходят чаще на 6%. Одни запахи создаются для увеличения продаж, другие для того, чтобы подчеркнуть преимущества бренда. Существует отраслевая специфика в использовании ароматов. В супермаркетах уместны запахи ягод, фруктов, кофе и свежевыпеченного хлеба. В магазинах белья и одежды — различные парфюмерные ароматы, в автомобильных салонах — дорогой кожи, древесины и свежей травы.
Отечественный рынок аромамаркетинга достаточно молодой. Однако накапливаемая статистика, позволяет сделать ряд выводов.
Структура спроса распределяется следующим образом: luxury-сегмент (автомобили, предметы интерьера, одежда, обувь, аксессуары) – 45%, FMCG – 35%, финансовые, консалтинговые и юридические услуги – 15% , другое – 5%.
В отличие от международного рынка, где спрос на аромамаркетинг давно и относительно равномерно распределился между основными отраслями бизнеса, структура спроса в России до сих пор формируется и подвержена ежегодным изменениям. Так, в 2012-2013 году наблюдался всплеск интереса со стороны розничных и ресторанных сетей, в 2014 году – со стороны отдельных продуктов и услуг luxury-сегмента и финансовых компаний.
Спрос на данную технологию сконцентрирован в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Ханты-Мансийском автономном округе (Югра, Тюменская область), а также в Казахстане.
Более трети крупных сетевых компаний в 2014 году выделили бюджет на использование аромамаркетинга. В целом уровень запланированного бюджета находится на уровне предыдущего года, либо незначительно увеличен и только 5% сократили текущий бюджет или планируют сокращение.
Более половины респондентов четко смогли сформулировать задачи, которые ставит перед аромамаркетингом. Задачи, для решения которых используется аромамаркетинг, не только меняются, но и усложняются. Раньше задачи сводились к тому, чтобы нейтрализовать неприятные запахи или создать в помещении определенный аромат. Теперь аромамаркетинг призван как можно дольше удерживать посетителей в торговом зале, повышать их лояльность, создавать приятное впечатление о товаре даже за пределами торговых площадей, повышать работоспособность и эффективность труда работников компании.
Запахи активно используются и в полиграфии: в форме открыток, буклетов, брелоков. Некоторые компании используют технологию для повышения привлекательности и статуса фирмы не только в глазах покупателей и заказчиков, но и коммерческих партнеров.
Дарья Никитич,
операционный директор компании AROMACO