Вспомните хотя бы голого короля.
Думал ведь дурачок, что пройдохи-ткачи из самых столичных столиц прибыли, и за своё сиволапое королевство густо перед ними краснел: не понимают ещё отсталые подданные глубоких прогрессивных глубин – не видят нового платья. Не доросли.
Пройдохи такую высочайшую рефлексию ловят чутко. На тронах всё больше люди случайные и тёмные – чувствуют, что не на своём месте, вот и трясутся.
Мозги-то с орешек. Других взять неоткуда. Но, как любые дикари, на всё блескучее падки.
Гастролёры давно поняли: не спрос рождает предложение, а в точности наоборот. Сначала нужно что-то такое ненужное придумать, чтобы потом его туземец захотел. А чтобы захотел, нужно туземца убедить, что хочет. Так коммерция и работает. И не только в условиях перепроизводства. Разве король мечтал о новом платье до того, как ему его показали? Вернее, не показали.
Вот комбинаторы и множат сущности сверх необходимого, благо старик Оккам не видит.
Залетает такая столичная штучка в уездный город N. Или просто письмо шлёт. Дескать, так и так, сейчас в Европе и в лучших домах Филадельфии взяли моду – рисовать каждому передовому городу по логотипу. Герб уже не комильфо, вчерашний день, в приличном обществе за него на смех поднимут. А логотип это необычайно эффектно и очень элегантно.
На этих словах Эллочка, как правило, настораживается и слушает дальнейшие объяснения как в тумане – с участившимся дыханием и сердцебиением.
Чистая хлестаковщина, согласитесь. Главное – никакого обмана. Эллочка получает своё копеечное ситечко. Комбинатор скрывается с массивным казённым стулом.
Это ж надо такое придумать: лого для города. Семь пядей во лбу, золотая голова. Главное – непуганых идиотов не спугнуть. Кстати, логотип Москвы видели?
Ни за что не догадаетесь – пятиконечная красная звезда.
Пояснительный текст к нему начинается с гордой фразы:
«С 1147 по 2014 год у Москвы не было собственного логотипа».
И понимаешь, что коробейник над недалёкими провинциальными покупателями из города М откровенно потешается. Но то дело прошлое, хоть и недавнее. В Москве, в отличие от городишек помельче, товар, говорят, сбыть не удалось.
Заметьте, ни о какой личной чиновничьей заинтересованности или незаинтересованности я и не заикаюсь.
Кстати, в бытность своей работы в легендарной газете «Гудок» Илья Ильф с серьёзной миной убеждал одного пещерного стихоплёта, ставшего в итоге прототипом незабвенного Ляписа, что писать стихи дактилем давно уже моветон. Дескать, в высшем поэтическом свете принято слагать вирши исключительно птеродактилем.
Но вернёмся к нашим европейцам. Дыхание куртуазной новизны и изящной свежести кружит головы не только городничим, но и околоточным. Особенно по весне.
Знакомой журналистке приходит письмо:
«Добрый день!
Мы хотели бы рассказать о том, что Лаборатория дизайна НИУ ВШЭ сделает брендинг четырех районов Москвы. Первыми новый брендинг получат Басманный, Красносельский, Мещанский районы и Сокольники.
Сотрудники Лаборатории дизайна НИУ ВШЭ вместе со студентами Школы дизайна начинают исследование потребностей районов Москвы в дизайн-решениях.
В планах — разработать гайдбуки. Лучшие решения, как ожидается, будут реализованы в городе».
…
«Одна из задач создания брендинга района — выявление идентичности как самого района с его исторической, инфраструктурной и социокультурной стороны, так и идентичности жителей района. Таким образом, для человека зона комфорта и участия в жизни района расширится с расстояния закрытой двери в квартиру до масштаба границ района или хотя бы своего двора, — надеется Сергей Клещев, — Айдентика должна быть для каждого жителя «своей», он должен ассоциировать себя с ней, быть ее частью. В противном случае мы получим лишь систему, формально выполняющую функции — без души и эмоциональной привязки. Хорошая айдентика должна объединять людей и настраивать на нужную волну.
Анна Карасева Лаборатория дизайна НИУ ВШЭ…»
Знакомая, одарив меня этими божественными цитатами, сразу же спустила гадость в унитаз, минуя корзину. Жаль.
Тем не менее, прочитанного вполне достаточно, и два вывода сделать можно.
Первый: у Лебедева появились не менее ушлые конкуренты (Канделаки не в счёт), если, конечно, организованные группировки не объединились.
Второй: алмаз Око Света решено распилить и толкнуть частями – так оно не в пример выгоднее. Если наживку заглотит какой-нибудь глава управы, облоготипить и одарить фирменным стилем можно всю подведомственную территорию: вывески, указатели, бланки жэков, первомайские транспаранты – всё, что только можно себе вообразить.
Это вам не милицию в полицию, это на порядок пильнее.
И это только начало. Жемчужин, требующих беззаветного брендинга, нейминга и айдентики, уйма и внутри каждого муниципального района. Ветхозаветный парк, живописная набережная, видавший виды завод или развалины боярской палаты – всё прямо-таки алчет логотипа. Сияющие перспективы вырисовываются, если расшарить свежую дебютную идею. «Клондайк! Эльдорадо!» воскликнул бы Глеб Жеглов.
Такие вот гайдбуки.
Михаил Дряшин,
креативный директор PR2B Group