В электронной коммерции существует две основных бизнес-модели: интернет-магазины, где владелец бизнеса и продавец — это одно лицо, и маркетплейсы — платформы, где представлено множество вендоров или продавцов. Сегодня мы расскажем о втором варианте, поскольку именно маркетплейсы демонстрирует впечатляющий рост последние несколько лет.
Зачем запускать маркетплейс?
Маркетплейс — это торговая платформа с несколькими продавцами, называемыми вендорами, где они продают свои товары или услуги. Покупатели приходят на маркетплейс и получают возможность приобрести товар у разных вендоров.
Перечислим несколько причин, почему запуск маркетплейса — очевидный выбор при переходе действующего бизнеса в онлайн или создания бизнеса с нуля сразу в онлайн-формате:
- Увеличение дохода. Маркетплейс поможет вам охватить более широкую аудиторию и увеличить продажи за счет ассортимента разных продавцов.
- Рентабельность. Создание маркетплейса является более выгодным, чем открытие физического магазина или продажа через сторонних розничных продавцов.
- Масштабируемость. Маркетплейс позволяет легко масштабировать бизнес за счет добавления новых товаров или услуг без необходимости в дополнительном физическом пространстве магазина.
- Данные о клиентах. Онлайн-платформы для маркетплейсов позволяют собирать ценные данные о клиентах, которые помогут вам лучше понять свою целевую аудиторию и улучшить вашу маркетинговую стратегию.
- Гибкость. Онлайн-площадкой можно управлять из любой точки планеты и в любое удобное время.
- Улучшение качества обслуживания клиентов. Маркетплейс позволяет обеспечить бесшовный и удобный процесс совершения покупок для ваших клиентов, что приводит к повышению их лояльности и удовлетворенности.
Виды маркетплейсов
В зависимости от целевой аудитории маркетплейсы подразделяются на:
- B2C (бизнес для потребителя). Эта модель предполагает продажу товаров или услуг напрямую покупателям-физическим лицам. Примеры: Ozon, Wildberries, Mojoo и Lamoda.
- B2B (бизнес для бизнеса). Эта модель предполагает продажу товаров или услуг другим юридическим лицам. Примеры: Resellup.ru и Пульс Цен.
- B2B2C (бизнес-бизнес-потребителю). Здесь покупателями могут быть как физические, так и юридические лица. Пример: Комус.
- P2P (одноранговая сеть). Здесь сделки выполняются между частными лицами напрямую. Примеры: Яндекс.Такси и Авито.
- D2C (Direct-to-Consumer). Онлайн-платформы, которые позволяют производителям продавать свою продукцию напрямую клиентам без посредников. Такие маркетплейсы становятся популярными, поскольку все больше потребителей предпочитают покупать товары непосредственно у производителя.
Еще одна классификация основывается на том, что продается на маркетплейсе:
- Маркетплейс товаров. Среди маркетплейсов, продающих исключительно товары, можно выделить Lamoda, Mojoo и Ozon.
- Маркетплейс услуг. Платформы, ориентированные только на продажу услуг — Фриланс.ру и Профи.
- Все в одном. Эта модель предполагает продажу товаров и услуг на одной платформе. Пример: Авито.
Альтернативно маркетплейсы можно разделить на:
- Нишевые. Эта модель предполагает создание маркетплейса для определенной ниши. Вы можете сосредоточиться на какой-то отрасли, которую вы знаете лучше всего: модной одежде, фармацевтике, автомобильных запчастях или любых других товарах/услугах, о которых у вас есть глубокие знания. Примеры: ВсеИнструменты.ру и М.Видео.
- Универсальные. Маркетплейсы, предлагающие широкий спектр товаров и услуг без определенной специализации. Примеры: Lamoda, Яндекс.Маркет, Wildberries.
В зависимости от географии присутствия маркетплейса бывают:
- Международные. Международный маркетплейс предполагает обмен товарами, услугами и идеями между странами мира независимо от их местонахождения.
- Локальные или региональные. Такие маркетплейсы соединяют покупателей и продавцов в пределах географического региона. Это позволяет людям покупать и продавать товары или услуги в пределах своего сообщества, способствуя местной торговле и поддерживая малый бизнес.
В зависимости от модели монетизации, владелец может получать доход за счет:
- Комиссии за услуги. На таких маркетплейсах взимается процент от каждой транзакции, совершенной на платформе. Эта модель часто используется платформами, на которых продают физические товары.
- Подписки. Платформы, работающие по подписке, взимают регулярную плату за доступ к маркетплейсу. Эту модель обычно используют бизнесы, предоставляющие доступ к цифровым продуктам или услугам.
- Гибридные. Такие маркетплейсы сочетают в себе модели комиссии и подписки. Например, платформа электронной коммерции может взимать комиссию с продаж, совершенных продавцами, но также предлагать этим продавцам премиальные услуги подписки для получения дополнительных привилегий и преимуществ.
Какими характеристиками должен обладать маркетплейс
Независимо от типа маркетплейса, есть ряд характеристик, которые определяют качественно спроектированный маркетплейс:
- Удобный интерфейс
- Расширенные возможности поиска и фильтры
- Безопасные платежные шлюзы
- Встроенные инструменты продавца, чтобы вендоры могли управлять своими товарами, запасами и заказами.
- Настраиваемые витрины для вендоров
- Инструменты аналитики и отчетности
- Система отзывов и рейтингов
- Удобный мобильный дизайн
- Интеграция с корпоративными сервисами
- Поддержка нескольких языков и валют
Как создать сайт для вашего маркетплейса
Существует два варианта, как вы можете создать онлайн-маркетплейс: написать код с нуля, например, на современном фреймворке Laravel или использовать готовую платформу, например, DST Platform с индивидуальной доработкой функционала.
DST Platform для маркетплейсов
DST Platform для маркетплейсов, также известная как DST маркетплейс, — это платформа электронной коммерции, которая позволяет создавать мультиязычные маркетплейсы со множеством вендоров и несколькими витринами (для отдельных редакций CMS). Каждый вендор может предлагать свои товары и услуги на платформе, а владелец маркетплейса получает комиссию с продаж либо использует другую модель монетизации. DST Platform для маркетплейсов имеет открытую архитектуру и основана на проверенных веб-технологиях разработки, таких как PHP, CSS, MySQL, Bootstrap и AJAX.
Открытый исходный код позволяет настраивать CMS под конкретные потребности бизнеса, будь то продажа товаров, услуг, аренды или страхования. Платформа подходит как для создания крупных гипермаркетов, так и для нишевых маркетплейсов. В нашем портфолио есть проекты практически для любых отраслей, включая:
- Промышленное оборудование и строительство. DST Platform позволяет создавать настраиваемые категории и списки товаров, варианты предоплаты и рассрочки и оформления заказа оптом и в розницу.
- Услуги. Маркетплейс можно кастомизировать для различных типов услуг. Вы сможете предлагать персональные рекомендации по продуктам, скидки или вознаграждения за лояльность, использовать возможности бронирования и размещения видео-курсов.
- Фармацевтика. Функции поддержки в режиме реального времени помогут повысить лояльность клиентов.
- Страхование. Вы можете настроить типы страховых товаров и услуг, предлагаемых на вашем маркетплейсе.
- Транспорт. Вы можете создавать категории на основе типа и марки автомобиля, типа запасных деталей и т.д. Удобный поиск облегчит выбор нужных товаров.
- Растения и садовые аксессуары. Интеграция с социальными сетями позволит создавать user-generated контент.
DST Platform для маркетплейсов доступна в нескольких редакциях: Стандарт и Enterprise. Каждая из них предлагает уникальные функции, и предпринимателям часто бывает сложно выбрать подходящую. Сравним все три.
Что выбрать: DST Platform для маркетплейсов, Стандарт или Enterprise?
Все редакции включают основной набор функций для создания маркетплейса, но более старшие редакции предлагают дополнительные возможности, в том числе готовое мобильное приложение.
Базовый функционал DST маркетплейс лицензии Стандарт:
- Панель продавца: У каждого вендора есть своя панель управления, где можно работать с каталогами, заказами, статистикой и платежами.
- Микро-магазин продавца: Вендоры могут создавать отдельное пространство для демонстрации своих товаров.
- Баланс продавца, отчеты и статистика: Вендоры могут отслеживать свои продажи и анализировать их эффективность.
- Инструменты экспорта/импорта: Ускоряют процессы импорта и экспорта товаров.
- Ручные и автоматические выплаты продавцам: Позволяют кастомно настраивать выплаты, в том числе в рамках общих заказов.
- Интеграция с системами складского учета.
- Гибкая система управления заказами: Вендоры могут самостоятельно обрабатывать заказы и обновлять статусы товаров.
Для создания MVP маркетплейса с базовым функционалом и каталогом будет достаточно редакции DST Platform для маркетплейсов Стандарт с быстрой сборкой и запуском, поддержкой сотней вендоров и наличием всех необходимых инструментов для электронной коммерции.
Если у вас крупный бизнес и вы хотите использовать более сложную бизнес-логику, привлечь больше продавцов, то стоит обратить внимание на редакцию DST Platform для маркетплейсов Enterprise, которая предоставляет дополнительные инструменты для расширения проекта.
В отличие от младших редакций DST Platform для маркетплейсов Enterprise позволяет запускать маркетплейс с множеством витрин и даже несколько маркетплейсов с одной панелью управления, т.е. имеет встроенную функциональность мультивитринности. Эта редакция как нельзя лучше подходит, если вы собираетесь масштабировать свой бизнес, и вам нужны отдельные витрины для розничных и оптовых покупателей или разных стран с разной валютой.
Преимущества DST маркетплейс лицензии Enterprise:
- Мультивитринность. Возможность создавать и управлять множеством витрин для мультинишевого маркетплейса.
- Платежи по странам. Позволяют настраивать различные методы оплаты и валюты для каждой страны или региона.
- Фулфилмент от маркетплейса. Включает в себя управление складами, упаковкой и доставкой товаров от имени вендоров.
- Многоскладовость. Работа со складами и пунктами самовывоза из одной системы.
- Мобильное приложение. Подписка на год дает доступ к исходному коду мобильного приложения.
- Общие товары продавцов. Создание общей базы товаров помогает избежать дублирования.
- Комиссии категорий. Установка комиссий в зависимости от категории товара привлекает больше вендоров.
- Промоакции продавцов. Увеличение продаж и продвижение товаров с помощью промоакций.
- Расширенное управление правами продавцов. Администратор может управлять тарифными планами вендоров, настраивая доступ к меню и функциям.
- Оплата напрямую продавцам. Администратор не вовлекается в процесс разделения средств, и оплата поступает напрямую вендорам.
- Более 400 инструментов искусственного интеллекта
Общие рекомендации по кастомизации
Как мы говорили выше, конкурентным преимуществом платформы DST Platform является открытый код и широкие возможности настройки и доработки платформы под индивидуальные потребности каждого бизнеса. Вот несколько идей, как можно кастомизировать свой маркетплейс:
- Брендирование. Настраивайте внешний вид вашего маркетплейса в соответствии с индивидуальностью вашего бренда. Это включает в себя цветовую схему и общий дизайн для онлайн и офлайн-ресурсов.
- Пользовательский интерфейс. Улучшайте пользовательский интерфейс и навигацию, чтобы покупателям было проще ориентироваться внутри вашего маркетплейса. Сюда входит общий вид, функции поиска и фильтры.
- Варианты оплаты. Настраивайте варианты оплаты, доступные покупателям и вендорам. Это включает в себя интеграцию с различными платежными шлюзами и настройку комиссий.
- Варианты доставки. Расширяйте варианты доставки, доступные покупателям и вендорам. Добавьте больше различных способов и тарифов доставки.
- Каталог товаров. Кастомизируйте списки товаров, добавляя расширенные описания продуктов и изображения. Подключайте ленты социальных сетей и виджеты отзовиков.
- Отзывы и рейтинги. Настройте систему отзывов и рейтингов, чтобы стимулировать клиентов оставлять отзывы.
- Поддержка клиентов. Настройте параметры поддержки клиентов, доступные покупателям. Это включает в себя поддержку в чате, а также поддержку по электронной почте или телефону.
В целом, кастомизация маркетплейса важна для создания уникального и запоминающегося опыта для ваших пользователей. Она также поможет вам выделиться среди конкурентов и повысить лояльность к бренду.
Как создать MVP маркетплейса
Для тех, кто только стартует онлайн-продажи, мы всегда рекомендуем начинать с создания MVP маркетплейса. MVP (минимально жизнеспособный продукт) маркетплейса — это базовая версия проекта, которую можно запустить для тестирования рынка и сбора отзывов от пользователей. Обычно MVP включает в себя только основные функции, необходимые для совершения покупки.
В целом, при разработке первой версии маркетплейса основное внимание уделяется созданию простого и интуитивно понятного пользовательского интерфейса и панели вендора при сокращении времени и затрат на разработку полноценного приложений на начальном этапе. Именно поэтому готовые CMS, такие как DST Platform, идеально подходят для MVP, ведь в них уже есть встроенный функционал для быстрого запуска проектов.
Также уже на этапе MVP важно учитывать масштабируемость используемой платформы, чтобы быть уверенными в возможности дальнейшего развития бизнеса. Идеальным решением будет проектирование архитектуры будущего сайта для выбора подходящего техстека для вашего проекта и понимания того, что доступно по умолчанию в выбранной платформе, а что нужно разрабатывать с нуля или расширять с помощью кастомной доработки.
Команда DST Global специализируется на разработке кастомных маркетплейсов на платформе DST Platform с 2005 года. Наша экспертиза помогает создавать современные конкурентоспособные маркетплейсы для любых бизнес-моделей. Мы также предлагаем техническую поддержку и сопровождение проектов для бесперебойной работы вашего онлайн-бизнеса.
Как запустить маркетплейс в 2024 году
01.11.2024
В электронной коммерции существует две основных бизнес-модели: интернет-магазины, где владелец бизнеса и продавец — это одно лицо, и маркетплейсы — платформы, где представлено множество вендоров или продавцов.