Не смотря на свою достаточную молодость относительно западной индустрии коммуникационного консалтинга (впервые связи с общественностью в полную силу стал использовать Генри Форд в первой декаде ХХ века), конкурентоспособность, а иногда даже лидерство российских коммуникационных агентств не оставляет место сомнениям.
С момента своего существования основными клиентами российского коммуникационного рынка были и остаются западные компании, которые составляют 70%-80% клиентского портфеля российского коммуникационного бизнеса, не обслуживающего государственные структуры и крупные российские холдинги. Раньше причиной такого явления считалась незрелость российского среднего бизнеса и его непонимание сути технологий связей с общественностью. Сегодня российских средний бизнес твердо стоит на ногах и уделяет большое внимание коммуникациям, вопрос в том, насколько он готов к использованию консалтинга.
PR – долгосрочная инвестиция
Еще несколько лет назад российские консультанты сталкивались со следующей проблемой: представители российского среднего бизнеса не делали разницу между пиаром и рекламой. Сейчас, очевидно, что владельцы бизнесов стали более образованными в этом вопросе, но для них пиар все еще остается инструментом продаж, успешность которого измеряется в количестве проданного товара или заключенных контрактов. К сожалению, такой подход к пиару необъективен.
Пиар был и остается инструментом, с помощью которого достигаются более важные цели – капитализация бренда, инструментом, с помощью которого создается дополнительная стоимость бренда: узнаваемость, любовь и лояльность потребителя, доверие партнеров и сотрудников.
Западные компании в полной мере осознают суть пиара и готовы делать долгосрочные инвестиции в репутацию компании.
Российские крупные холдинги (количество публичных компаний, зарегистрированных в Москве – 1826, что составляет 2,8% от общего числа публичных компаний в мире) осознают необходимость в управлении репутацией, прибегают к услугам консультантов на основе абонентского обслуживания или на проектной основе. Российские компании «средней руки» живут здесь и сейчас, пытаясь заменить пиар-инструменты медиа размещением, но данная тенденция начинает меняться.
Рынок решает сам
Сегодня российский средний бизнес все чаще обращается к консультантам для решения определенных проблем, которые не могут быть решены за счет внутренних ресурсов. Наиболее привлекательным сегментом с точки зрения российских компаний является Digital. Анализируя медиа «выхлопы» после проведенных кампании, четко прослеживается закономерность: 90% всех вышедших публикаций приходится на Интернет.
Если раньше компаниям приходилось сражаться за право попасть на страницы печатных СМИ, которые предпочитали работать с маркет мейкерами и лидерами индустрий, то сейчас помимо печатных медиа, появились дополнительные возможности, предоставляемые Интернет пространством. Все устремились в Интернет, но по статистике большинство коммерческих сообществ в Facebook перестают существовать через 6 месяцев после открытия. В чем причина?
Неспособность создания креативного контента на постоянной основе, неумение привлечь участников. Испробовав свои силы в социальных сетях, бизнес просит помощи у консультантов. Сегодня одним из самых перспективных направлений в коммуникационном консалтинге является Digital.
Именно это направление по опросу Holmes report является наиболее привлекательным для инвестиций для большинства западных коммуникационных агентств в 2014г. Именно этот сегмент уже сейчас наиболее востребован как крупным, так и средним и мелким бизнесом, и этот тренд будет только усиливаться, именно к этому сегменту наиболее лоялен российский средний бизнес, так как только Digital имеет четкие инструменты измерения эффективности, такие как количество просмотров, лайков, количество участников и т.д.
Еще одним востребованным направлением были и остаются ивенты (мероприятия). Хорошее мероприятие – вне зависимости от цели – требует помимо отточенной логистики (а это координация подрядчиков, десятки подписанных договоров, выставленных счетов, а также производство декораций, полиграфии, сувениров) оригинальную креативную концепцию. Российский средний бизнес все чаще обращается к консультантам для организации качественных и успешных мероприятий, оставляя за подрядчиком всю логистику и креатив.
Ловля идей
Российский средний бизнес чрезвычайно перспективен для пиар и маркетинг консультантов. Но, сожалению, исходя из опыта нашего агентства, есть некоторые факторы, которые заставляют участников индустрии относиться с настороженностью к тендерам, объявляемым российским бизнесом. Зачастую конкурсы – непрозрачны и не ведут к заключению договора ни с одним из агентств-участников. Термин «фишинг» (от анг. Fish – ловить), используемый по отношению к компании, организовавшей тендер, стал ярлыком для многих российских брендов как среднего, так и высшего эшелона. То есть компании объявляют тендер с целью сбора креативных концепций и стратегических подходов для использования при составлении коммуникационных стратегий внутренними пресс-службами.
Внутренние пресс-службы
Именно на собственные пресс-службы полается большинство российские компаний. В этом конечно есть как свои плюсы, так и свои минусы: собственные пресс-службы имеют прямой доступ к спикерам, уникальную аналитику и инсайдерскую информацию, четко знают совего клиента. В то же самое время у агентства есть больше возможностей: индустриальный опыт, клиенты из смежных индустрий (кросс-питчинг), нацеленность исключительно на результат (качество, количество публикаций и эффективность коммуникаций), дифференцированная команда из 3-4 консультантов (в зависимости от объемов).
Если подходить к оценке экономической целесообразности работы с консультантом, то можно для сравнения провести следующую калькуляцию. Средняя цена PR-абонента у зарекомендовавшего себя на рынке агентства колеблется от 5000 до 12 000 иностранных рублей в зависимости от объема работ. За эти деньги компания покупает стратегический подход и руки. Стоимость дифференцированной консалтинговой команды из 3-х человек составляет около 270 000 рублей в среднем (9 000 в иностранной валюте).
Получается, что затраты на обслуживание покрываются рыночной стоимостью специалистов, но вы избавлены от необходимости социальных отчислений в размере 30% (81 000 рублей), покупки ДМС (стоимость минимального полиса – 20 000 в год на сотрудника) и амортизационных расходов.
Некоторые российские компании переводят свои внутренние службы на западную модель: оставляют менеджера по коммуникациям, отвечающего за маркетинг и пиар, и берут на подряд агентство, обслуживающее компанию на абоненте.
Сегодня в Центральном округе зарегистрировано 1 586 361 юридических лиц, из которых около 40% процентов приходится на Москву, не смотря на такое количество потенциальных клиентов, российские консультанты не видят востребованности среди российского среднего бизнеса, который еще не осознал всю экономическую эффективность найма внешней службы и продолжает наращивать внутреннюю.
Маргарита Середа,
основатель и вице-президент Коммуникационного холдинга Pro–Vision