Андрей ЛАУПЕР рассказал НСМИ об уникальном проекте – библиотеке контента «Эволюция» и о том, как продакшн-компаниям приходится отстаивать авторские права и о тенденциях в производстве видеоконтента.
На чем специализируется ваша компания?
В начале 2000-х наша компания вышла на рынок как продакшн-хаус. Тогда она называлась «И-Радио», а в 2005 году была переименована в JINGLE.RU. Мы занимались поддержкой рекламных кампаний, производством видео- и аудиорекламы. На сегодняшний день наши основные виды деятельности – оформление эфира радиостанций и промопакетов телеканалов.
А также корпоративный продакшн: создание обучающего видео, съемка корпоративных фильмов, клиентских роликов, презентаций и отчетного видео – и аудиобрендинг: формирование звуковой картинки бренда, фирменной мелодии, озвучивание call-центров и платежных терминалов, IVR* interactive voice response, indoor radio.
По-прежнему очень большой сегмент занимает производство рекламных роликов для размещения на радио и телевидении. И, конечно, мы продолжаем развивать один из наших флагманских проектов – издание первой российской продакшн-библиотеки «Эволюция», которая за почти пятнадцатилетнюю историю доказала свою востребованность на столичном и региональном рынках продакшн-услуг.
Какой контент наиболее популярен у ваших заказчиков? Если говорить о видео, то сейчас распространилась мода на короткие обучающие ролики. Какие еще тенденции вы можете назвать?
Один из наших последних успешных кейсов – создание ряда презентационных фильмов для компании «Галс-Девелопмент». Мы произвели цикл фильмов о московских и сочинских объектах недвижимости: «Центральный Детский Магазин на Лубянке», Wine House, «Элитный жилой квартал «Литератор», «Сады Пекина», «IQ-квартал» в Москва-Сити и другие. Кроме того, мы производим большое количество поддерживающих роликов для рекламных кампаний этих проектов на радио, для наружной светодиодной рекламы и web. Помимо этого, действительно, клиентами очень востребованы обучающие видео для корпоративных целей и языковая адаптация материалов для российских подразделений западных компаний. В этом сегменте нашими клиентами являются IBM, Royal Canin, «Связной» и другие бренды.
Другая тенденция – компании по-прежнему остро нуждаются в большом количестве IVR для автоответчиков и call-центров. Много таких проектов мы уже реализовали для Enter, сети отелей Accor Group в России, «БИН-Страхования», «Мастертел» и других.
JINGLE.RU претерпела существенные изменения за почти 15 лет своего существования. Как изменилась ее структура? Сколько человек работает?
Конечно, пятнадцать лет для небольшой продакшн-компании – значительный срок. За это время мы прошли все стадии развития классического бизнеса: от небольшой студии с парой рабочих столов до инхаус-продакшна в составе крупного коммуникационного агентства и последующего выделения в самостоятельный бизнес с крупной производственной базой и большим пулом клиентов. Сейчас структура компании включает в себя производственный и креативный отделы, клиентский сервис, юридический и финансовый департаменты, отдел дистрибуции для работы с регионами и зарубежными рынками. У нас сложилась крепкая команда из 15 человек, но в зависимости от задач проектов мы привлекаем от 20 до 50 креативных специалистов.
Кто ваши партнеры? Ожидаете ли вы притока новых зарубежных клиентов?
Среди наших партнеров не только крупные бренды различных сегментов, но и небольшие частные компании и даже физические лица.
Условно клиентов можно назвать по категориям: телеком и цифровой ритейл – «Связной», «Мастертел», «Ростелеком»; финансы и страхование – «Связной банк», «БИН-Страхование», BNP PARIBAS, ВТБ, УРАЛСИБ и страховая компания Zurich; торговые сети и марки – Enter, «Л'Этуаль», Adidas, LOUVRE, McDonald’s, «Спортмастер». Торговые бренды – Audi, Tarkett, Fizer, Hado, Pfizer, Bosch; печатные издания – Forbes, GEO, Esquire, Grazia, «Эксперт», журнал «OK», National Geographic; недвижимость – «Галс-Девеломент», «Крост», «Баркли», «ВТБ Арена парк». В части эфирных пакетов радиостанций и телеканалов за много лет нашими клиентами стали как крупные столичные игроки, так и региональные компании. Назову лишь некоторых – «Радио MAXIMUM», ТРК «МИР», ХИТ FM, каналы ТНТ, Euronews, Disney, «Моя Планета». Что касается наших западных клиентов, то это очень интересный сегмент, который заполнен большим количеством промо и рекламных роликов типа infomercial (information + commercial) – так называемая информационная реклама. Это относительно новый тренд, который пришел из международного спутникового телевидения. Основной наш клиент в этом сегменте – телеканал Euronews, для которого на постоянной основе мы производим двухминутные infomercial-ролики о Тайланде, Алжире, Малайзии, Венесуэле и княжестве Монако.
Каков средний гонорар продакшн-компании за пакет услуг?
Так как мы предоставляем разного рода продакшн-услуги, сложно назвать усредненный гонорар. Каждый проект уникален, и прежде всего мы отталкиваемся от задач клиента. А они бывают разными: произвести десятисекундный радиоролик, разработать запоминающийся креатив или поддержать крупную федеральную рекламную кампанию на ТВ. Но в целом важно отметить, что мы можем позволить себе гибкое ценообразование, так как за многолетнюю практику выстроили технические и творческие бизнес-процессы таким образом, чтобы издержки клиентов были минимальными. Для нас главное – общий результат, ради которого мы работаем в формате 24/7.
Почему несколько лет назад наблюдался провал в индустрии продакшн-компаний для радио? Почему сейчас они вернулись на рынок?
Рынок продакшна сжимается пропорционально сжатию рекламных рынков и бюджетов на телевидении и радио. Именно это мы видели во времена кризиса 2008 года, это мы ощущаем и сегодня. Сейчас наблюдается тенденция заказа продакшн-услуг и voice over не в столице, а в регионах. То есть, с одной стороны, мы видим смещение производственной базы бюджетной рекламы в регионы, но с другой – крупные бренды и сетевые агентства оставляют заказы на радио и ТВ-продакшн в Москве, это все еще показатель определенного качества и удобства. Таким образом, мы наблюдаем обычные эволюционные тренды в области медиа и продакшн.
Какие спецпроекты вы проводите? Какой тип спецпроектов сейчас востребован рекламодателем?
Мы ежегодно поддерживаем фестиваль «Вместе-Радио» Фонда Независимого Радиовещания. JINGLE.RU является соорганизатором всех региональных этапов, от Владивостока до Калининграда, с финалом в Москве в апреле 2015 года. Помимо того, что мы оцениваем конкурсные работы, проводим семинары и мастер-классы, таким образом поддерживая технический уровень и качество контента радиостанций с местным программированием. Особое внимание конкурсантов мы обращаем на работу с легальным материалом, победители региональных этапов получают бесплатную подписку на каталог библиотеки «Эволюция». Также сотрудничаем с крупными радиохолдингами и профессиональными премиями в области радио и ТВ.
Вы известны как создатель первой музыкальной библиотеки «Эволюция». Насколько востребован ее контент? Кто его покупает? Каковы перспективы развития продакшн-библиотек в России?
Все чаще радиостанции, телеканалы и медийные компании обращают пристальное внимание на работу с легальным контентом. В этой связи библиотека востребована и с каждым годом количество подписчиков растет. Мы выпускаем сборники периодичностью раз в квартал, добиваемся стилистического разнообразная и актуальности контента. «Эволюцию» покупают и небольшие продакшн-студии в регионах, и крупные радиостанции, телеканалы и местные ТРК. Также среди клиентов – интернет-радиостанции, торговые центры и отдельные торговые сети. С учетом общего тренда и общественной дискуссии на тему авторских прав перспективы продакшн-библиотек и легального продакшн-контента в России мы оцениваем как долгосрочные.
По каким критериям вы выбираете композиторов?
Мы выбираем композиторов исходя из конкретной задачи сборника. Это могут быть и симфонические драматические трейлеры, и новогодние мелодии, и детские темы, и даже пародии на известные музыкальные произведения. У каждого композитора своя специфика, каждый работает в своем формате. Для нас важно умение композитора работать с живым звуком, поскольку отличительной особенностью «Эволюции» являются использование живых инструментов и качественное продюсерское видение.
Какие проблемы сейчас есть у региональных СМИ, и как они могут их преодолеть?
Креативный голод, слабая технологическая база, невысокая квалификация специалистов в области продакшн – вот основные проблемы, которые мы наблюдаем многие годы. Проекты Фонда Независимого Радиовещания и подобные им помогают качественно поднять уровень региональных СМИ. Все остальные проблемы достаточно классические: нехватка рекламных бюджетов, необходимость работать на оптимизацию бизнеса, особенно в кризисное время.
В 2009 году радиостанции нелегально использовали ваш контент и представили его на конкурсах «Радиомания-2009» и «Премия Попова-2009». Удалось ли вам доказать свою правоту? Каковы перспективы борьбы с нарушением авторского права в России?
Действительно, мы обнаружили большое количество конкурсных работ с нелегальным использованием произведений из библиотеки «Эволюция», и периодически эта ситуация возникает вновь. Мы вели переговоры с организаторами этих премий, и они, безусловно, были на нашей стороне. Работы были сняты с конкурса, и правообладателям принесены извинения. Вопрос авторского права – это вопрос комплексной совместной работы как правообладателей, так и аккредитованных государством организаций, таких, как РАО и ВОИС. Вещатели обязаны обращать внимание на присутствие нелегального контента в своем эфире. К сожалению, до сих пор даже многие крупные вещательные холдинги не предоставляют отчеты в РАО об использованных в эфире музыкальных произведениях в составе рекламы и эфирного промо: права авторов и издателей все еще ущемлены.
Каковы итоги года для рынка продакшн-компаний? Какие основные тенденции развития отрасли вы можете выделить? Какой прогноз можете дать на 2015 год?
В 2014 году рынок продакшн-услуг по нашим оценкам просел в 2–3 раза, и текущий год также будет сложным. Многое будет зависеть от общих экономических показателей и умения клиентов диверсифицироваться в кризис и перераспределять рекламные бюджеты. Тенденции на рынке продакшн-услуг таковы: поиск новых клиентов, оптимизация бизнеса и открытие новых рынков. Важно сказать, что в последние годы рынок продакшна в Москве был «перегрет», появилось много компаний, которые раздували расходные статьи и производственные сметы. Кризис – идеальный регулятор такой ситуации, и сейчас мы видим, что клиенты пересматривают своих продакшн-партнеров, отказываясь от дорогих и «сложных» подрядчиков в пользу демократичных, гибких и быстрых партнеров.
Какие проекты вы планируете в 2015 году?
Понимая сложную экономическую ситуацию на внутреннем рынке, мы поддерживаем уже существующих клиентов, особенно в регионах, предоставляя комплексную скидку на продакшн-услуги и на продление подписки или приобретение новых сборников «Эволюции». Тем не менее, наш приоритет сегодня – поиск клиентов в странах ближнего и дальнего зарубежья. Сейчас мы переводим продажи «Эволюции» на новую технологическую платформу, увеличивая тем самым количество каналов реализации. В апреле этого года мы выпускаем двадцатый диск библиотеки, тематикой которого будут жанры кино и ТВ.
Андрей ЛАУПЕР,
генеральный директор JINGLE.RU Creative&Media
*интервью опубликовано в издании «Новости СМИ» №5(409) 16.03.2015