Маркетингу есть место в «упрощенке»


Мнение читателя газеты «Учет, налоги, право»

«На каждый пунктик найдем подпунктик» Н.В. Афанасьева, «Учет, налоги, право» № 32, 2005, стр. 4

В статье «На каждый пунктик найдем подпунктик» затронута очень актуальная проблема. А именно: какие затраты в упрощенной системе налогообложения можно учесть в составе материальных расходов. Ведь ссылка в статье 346.16 НК РФ на то, что такие расходы учитываются так же, как и материальные расходы для налога на прибыль, только усложняет дело.

Такое положение вещей «развязывает руки» налоговикам. Один из самых распространенных их запретов - учитывать при «упрощенке» маркетинговые исследования.


Минфин и суд единодушны: для учета оснований нет


Закрытый перечень расходов для упрощенной системы прямо не предусматривает такого вида затрат, как маркетинговые услуги. Поэтому налоговики делают вывод, что их вообще нельзя учесть при расчете единого налога даже в составе материальных расходов. Минфин России считает, что подпункт 6 пункта 1 статьи 254 НК РФ, согласно которому в состав материальных расходов включаются услуги сторонних организаций, в этом случае применить нельзя. Ведь маркетинговые услуги не носят производственный характер (письмо Минфина России от 22.10.04 № 03-03-02-04/1/31).

Более того, подобного мнения придерживаются и некоторые суды. Например, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в постановлении от 08.08.05 по делу № А56-36691/2004. В этом деле арбитры пришли к выводу, что маркетинговые услуги можно признать в составе расходов только «если их оказание сторонней организацией непосредственно относится к производственной деятельности налогоплательщика, или является стадией осуществляемой им деятельности, или иным способом связано с осуществляемой им производственной деятельностью».

В результате суд определил маркетинговые услуги как информационные, консультационные и иные аналогичные услуги. А они по главе 25 кодекса относятся к прочим расходам (подп. 14, 15 п. 1 ст. 264 НК РФ). Перечень затрат для «упрощенки» закрыт. Информационные и аналогичные им расходы в него не включены. Поэтому суд решил, что маркетинговые услуги не могут уменьшать налоговую базу при применении упрощенной системы.


Есть обоснование - есть расход


Однако, на мой взгляд, с подходом к этой проблеме Минфина России и судебной инстанции можно поспорить. Всегда стоит помнить, что выводы финансового ведомства и отдельно взятого арбитража носят частный характер. А судебная практика с отрицательным для налогоплательщика исходом может послужить уроком для остальных организаций.

Рассмотрим эту ситуацию детально. Согласимся с выводами суда, что маркетинговые услуги по своей сути носят консультационный и информационный характер. Нам это будет и на руку. Обратите внимание: суд указал, что маркетинговые услуги можно считать материальными расходами, если они связаны с производственной деятельностью организации. Это именно тот аргумент, который нам и нужен.

Маркетинг - это услуги по продвижению товара на рынке. Это целый комплекс исследований, анализа и сбора данных. Поэтому говорить о том, что маркетинговые услуги - это только консультации, не приходится. Исполнитель может предложить также пути внедрения продукта или предоставить разработки по оптимизации продвижения товара.

Естественно, сама организация, если у нее в штате нет специалиста в области маркетинга, сделать это не в состоянии. Следовательно, понадобится помощь компетентных организаций. Тогда это будут услуги, выполненные сторонними организациями. О чем будет свидетельствовать акт выполненных работ или оказанных услуг. Таким образом, первое условие для признания расходов материальными выполняется.

Осталось определить связь между маркетинговыми услугами и производством. Необходимость маркетинга всегда можно подтвердить. Например, уменьшаются продажи. Значит, надо установить причину спада. Или, допустим, организация готовит к выпуску новый товар и его необходимо внедрить на рынок. Следовательно, нужно выяснить сегодняшнюю потребность рынка в этом товаре. А это в свою очередь напрямую отразится на объеме производства. И планировать заказчик уже будет на основе информации, полученной от исполнителя.

Таким образом, на мой взгляд, связь между «маркетинговыми» расходами и деятельностью организации налицо. Поэтому, чтобы «упрощенец» мог учесть такие расходы, требуется только грамотно обосновать и оформить такие затраты.

1372
Re-port.ru
Re-port.ru
+2450.9
ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :