Подача - двигатель торговли

09.06.2005

Достигнув технических высот, производители ставят на внешний вид

В технологиях производители компьютеров, мобильников, плейеров и других полезных гаджетов достигли примерно одного уровня. Чтобы переманить к себе клиентов конкурирующих компаний, им приходится придумывать все новые «фишки». Как сотовым операторам, борясь за абонента, пришлось вплотную взяться за контент, так производители «железок» сделали главную ставку на дизайн.

На любой вкус, цвет и пол
Времена аскетичных ноутбуков, блеклых плейеров и исключительно функциональных, но «бедных формами» мобильников давно прошли. Производители сделали дизайн одним из главных способов привлечения покупателей. Сегодня практически любое устройство может выпускаться не просто в разных форм-факторах, но и быть рассчитанным на разные аудитории. Особенно популярно стало пресловутое гендерное разделение. Теперь гаджет не просто раскрашивается в разные цвета, любовь к самым неформальным из которых тут же приписывают женской аудитории. Производители идут дальше: они разрабатывают особые модели для людей разного пола. Популярнее всего это разделение на рынке мобильных телефонов - здесь уже не первый год отдельно продаются женские и мужские модели. Но в этом же направлении продвигаются и производители других устройств. На эти рельсы становятся и компании, выпускающие куда более «консервативные» устройства. В компании–производителе принтеров Epson считают, что увеличивающаяся покупательная способность и активность женщин придает новую ценность дизайну. «Наша мобильная фотолаборатория изначально была ориентирована на женщин,- говорит менеджер по связям с общественностью компании Epson Европа Анна Караулова,- и мы не остановимся на этом, будут появляться новые продукты, рассчитанные именно на женскую аудиторию». И вообще, казалось бы, какая может быть борьба за дизайн в принтерах, сканерах и тому подобных «ящиках». Однако на этом поле тоже растет и ширится движение за улучшенный внешний вид. «Многие технические устройства уже практически совершенны, и изменения в новых моделях заметны разве что профессионалам,- полагает Анна Караулова,- а массовый покупатель в своем выборе руководствуется ценой и, конечно, дизайном».

Что касается гендерных тенденций, то в последнее время они заметны и в дизайне ноутбуков. Все помнят появление на европейском рынке ярко-красного мужского «суперноутбука» от Acer с гарцующим жеребцом - эмблемой Ferrari на передней панели. Несмотря на то, что этот дизайн был придуман больше года назад, в Acer считают его актуальным и сегодня. «Такие чисто эстетические, но оригинальные решения никуда не денутся,- говорит PR-менеджер российского представительства Acer Роман Мосин,- внешний вид Ferrari концептуален, выдержан в рамках четкой идеологии и набора каких-то конкретных ценностей, вызывая целую гамму ассоциаций с определенным образом жизни или даже особой субкультурой». Также в компании признают, что главной тенденцией этого года станет дальнейшая миниатюризация портативных ПК. «Устройства станут компактнее, легче и привлекательнее не только на вид, но и на ощупь,- считает Роман Мосин,- например, новый дизайн наших ноутбуков Folio придает им вид папки для бумаг и подчеркивает деловой стиль обладателя устройства». С другой стороны, миниатюризация уже дошла до своих эргономических пределов, когда пользоваться ультрамаленьким устройством становится просто неудобно. И действительно, кому понравится часами искать в сумке телефон размером с пальчиковую батарейку или пользоваться ноутбуком, на экране которого не увидишь и клавиши «Пуск». Поэтому производители нашли компромисс между миниатюрностью и удобством, и теперь предпочитают «играть» с формой и цветом.

Fashion-революция
По мнению дизайнеров, сейчас в этой сфере параллельно развиваются две основные тенденции. «Минимализм с его простыми, аскетичными формами по-прежнему остается очень популярным движением,- считает председатель совета директоров группы компаний «Смирнов Дизайн» и «Смирнов Технологии» Сергей Смирнов,- в дизайне гаджетов тон здесь традиционно задает Apple». Рынок до сих пор не может опомниться от беспрецедентного успеха простеньких на вид mp3-плейеров iPod. Белоснежный корпус с хромированной задней стенкой, минимум элементов управления и большой экран с белой подсветкой. Именно так выглядел первый iPod, сразу ставший одним из самых модных гаджетов и принесший своим создателям миллиардные прибыли. В Apple считают аскетичную стилистику одной из самых выигрышных. «Простота и минималистичность оформления останутся основными тенденциями в дизайне,- говорит пресс-секретарь Apple IMC Russia Георгий Матвеев,- плюс отсутствие перегруженности деталями, продиктованные простотой использования и акцентом на качество и надежность». Квинтэссенцией стиля стало последнее новшество от Apple, миниатюрный компьютер Mac mini. Устройство явно впечатлило конкурентов. На днях на выставке Computex был показан фактический клон Mac mini, компьютер Pandora от тайваньского производителя Aopen. Внешне Pandora полностью повторяет формы «народного макинтоша», единственное отличие - начинка. Pandora работает на процессоре от Intel и, разумеется, на операционной системе Windows. Рынок ожидает реакции Apple на столь явный плагиат. Правда, в российском представительстве компании ни о каком судебном преследовании в подобных случаях не говорят. «Если другие компании используют наши дизайнерские находки, это подчеркивает успехи Apple в дизайне продуктов»,- говорит Георгий Матвеев.

Эмоциональный подход
В то же время на ниве дизайна развивается и другая, противоположная минимализму тенденция. «Не так давно появилась идея так называемых „эмоциональных вещей” - ярких, взрывных мотивов в гаджетах, заметной символики на ноутбуках»,- говорит Сергей Смирнов. Производители все чаще обращаются к модным дизайнерам в надежде создать нечто абсолютно необычное. Совершенно очевидно стремление сделать из простых технических устройств модный аксессуар. И вопреки своей ориентации на минимализм, эти «яростные эмоции» в дизайне поддержала та же Apple, выпустив на рынок линейку веселых разноцветных плейеров iPod. Самыми большими энтузиастами в новом дизайн-движении стали производители мобильных телефонов. Именно они больше всего опасаются, что телефон станет настолько же привычным и незаметным предметом, как, например, электрочайник или кофемолка. Отсюда стремление к новым материалам и необычным экспериментальным фактурам вроде мягких покрытий или прозрачных пластиковых слоев. К этому же двигаются и создатели mp3-плейеров, они тоже не прочь превратить гаджет в дорогое стильное украшение. И это не спонтанный процесс, а четко продуманная маркетинговая политика. «Мы становимся свидетелями настоящей технической fashion-революции,- считает Сергей Смирнов,- мода меняется каждый сезон, и вместе с ней теперь будет меняться не только одежда, но и гаджеты». Это очень выгодно производителям и, по мнению Сергея Смирнова как представителя дизайн-отрасли, не менее выгодно пользователям. «Компании получают прибыль от покупки постоянно обновляющихся устройств, а для нас это хороший способ как-то выделиться из толпы»,- считает он. Правда, Смирнов не скрывает, что этот способ не более чем искусственная стимуляция рынка.

Что касается российских производителей, то они, в общем, тоже понимают «великую роль» дизайна, однако считают российский рынок еще не до конца готовым принять эту «непреложную истину». «Последнее проведенное нами исследование показало, что в ноутбуке покупателя интересует не столько привлекательный дизайн, сколько такие показатели, как надежность, качество и легкость,- говорит руководитель PR-отдела iRU Елена Медведева,- и эти факторы будут основными до тех пор, пока рынок ноутбуков в России не станет полностью «потребительским». Тем не менее она признает, что через два-три года рынок ноутбуков в России будет понемногу насыщаться и тогда одним из основных мотивов покупки станет «привлекательный дизайн и стиль». Так что российские компании тратить деньги на хороший дизайн пока не спешат. Их поставки несравнимы с показателями азиатских или европейских конкурентов, поэтому нетривиальный дизайн удорожает модель не на одну сотню долларов. А конкурентным преимуществом отечественных устройств на рынке по-прежнему остается лишь низкая цена.

1884
Re-port.ru
Re-port.ru
+2450.9
ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :