В конце рекламных роликов тарифного плана «Страйк» от Tele2 голос за кадром произносит фразу: «Не давай себя обирать!» Именно к ней эксперты Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) и выразили свои претензии, признав в этом нарушение закона о рекламе и порекомендовав антимонопольному ведомству возбудить соответствующее административное дело.
Напомним, что история конфликта началась еще полгода тому назад - в УФАС 21 апреля 2008 г. поступило заявление от представителей нижегородского филиала МТС, в котором говорилось, что ПССР («дочка» Tele2 в Нижнем Новгороде) слоганом «Не давай себя обирать!» «формирует негативное отношение к лицам, не пользующимся рекламируемыми товарами, и порочит честь, достоинство или деловую репутацию конкурентов Tele2».
По словам Сергея Андрияшкина, менеджера по связям с общественностью «Tele2 Россия», заключение экспертного совета ФАС носит лишь рекомендательный характер. «Пока не будет решения ФАС России или его территориальных органов по данному вопросу - говорить о каких-то действиях с нашей стороны преждевременно, - говорит Андрияшкин. - Мы считаем, что слоган «не давай себя обирать», который компания использует с начала этого года, не противоречит требованиям законодательства и не относится исключительно к абонентам других операторов сотовой связи». Tele2, по мнению Андрияшкина, пропагандирует разумное отношение людей к собственным расходам, в том числе на связь. «В европейской культурной традиции подход «не переплачивать», «платить за услугу ровно столько, сколько она стоит, не обращая внимания на пафос или внешние проявления» является общепринятым и понятным: летать авиакомпаниями-дискаунтерами, покупать одежду в небольших магазинах с низкими ценами и пр., - говорит представитель Tele2. - В России пока такой подход окончательно не прижился: считается правильным заплатить больше за вещь, которая стоит, на самом деле, стоит меньше».
По мнению гендиректора ИАА «Неделя сотовых технологий» Дениса Кускова, причина появления иска к оператору – то, что юристы Tele2 не согласовали с соответствующими профильными комитетами слоган, содержащий слово «обирать». «В данном контексте этот глагол подразумевает обвинение конкурентов Tele2 в уголовно наказуемом действии, то есть воровстве денежных средств абонентов, - считает Кусков. - Тем не менее, я не думаю, что Tele2 намеренно выпустила ролик с таким смыслом - оператору нужно было за короткое время рекламы самым простым образом донести до абонентов преимущество использования именно Tele2».
Аналитик также отметил, что шведский оператор таким образом не стремился к получению аналогичного эффекта, какой был на рынке от скандальных роликов «Евросети» и «Телемакса». «Дело в том, что Tele2 позиционирует себя как оператор связи, отличающийся от остальных, но отсутствие инвестиций, сопоставимых с «большой тройкой», толкает шведскую компанию на поиск других вариантов ведения бизнеса в России». Напомним, что Tele2 работает на территории 17 регионов России. Абонентская база оператора в нашей стране насчитывает около 10 млн абонентов.
«Tele2 осудили, решив, что слово «обирать» бросает тень не только на прямых конкурентов, но и на весь окружающий мир, - отмечает аналитик «Рустелеком» Юрий Брюквин. - И поэтому искажает информацию о товаре, а это запрещено законом. Конечно, запоздалая реакция ФАС вызывает, мягко говоря, недоумение. Слоган используется в рекламной кампании с февраля, и была выпущена целая плеяда роликов. В апреле один из операторов «большой тройки» подает на эту тему заявление в УФАС по Нижегородской области. А в ноябре «вдруг» выясняется, что нарушение закона действительно имело место».
Эксперты сходятся во мнении, что даже при самом худшем раскладе штраф, который придется уплатить Tele2, будет незначительным, и на положении оператора этот инцидент никак не отразится. «У Tele2 наверняка уже есть в запасе парочка аналогичных слоганов «на грани» закона, так что они, наверное, и сами вскоре бы сменили этот спорный слоган на новый, не менее скандальный, - рассказал CNews один из игроков рынка, пожелавший остаться анонимным. - Конечно, надо либо корректировать закон, ужесточая наказание, либо обеспечить сверхоперативное реагирование на подобные нарушения».
«Свежее предложение оштрафовать Tele2 приходило ФАС и ранее, причем с переменным успехом, - отметил Евгений Козлов из компании «Меридиан Телеком». - Кое-где оператора все-таки штрафовали, но, как правило, сумма штрафа оказывалась несущественной для стоимости рекламной кампании. Если компания будет оштрафована, то сумма штрафа составит не более 100 тыс. руб., но вероятность этого очень низка», пишет Cnews.