По информации общественной организации, 89% рынка наружной рекламы в Барнауле контролируется компанией Gallery, в Нижнем Новгороде 69% рынка наружной рекламы контролируется News Outdoor, и «подобная ситуация сложилась во многих регионах России». «Подобное доминирование дает возможность компаниям, занимающим преимущественное положение на указанных территориях, оказывать решающее влияние на общие условия размещения наружной рекламы на рынках соответствующих субъектов и существенно затруднять доступ на этот рынок другим операторам наружной рекламы», — говорится в тексте письма.
Как рассказал один из участников рынка, письмо «ОПОРА России» было зарегистрировано в ФАС 27 мая 2009 года. По этому заявлению ФАС начала проверку, поручив ее управлению по контролю за конкуренцией на рекламном рынке. В самом ведомстве эту информацию не стали подтверждать или опровергать. Представители News Outdoor и Gallery отказались от официальных комментариев.
В частной беседе один из представителей оператора пояснил, что подобные жалобы на работу компании поступают с завидной регулярностью, однако пока никаких нарушений надзорными органами не было выявлено. Подобное мнение высказал и гендиректор «ЭСПАР-Аналитик» Андрей Березкин: «Барнаул и Нижний Новгород действительно выглядят на фоне остальных городов нетипичными. Однако проверки там уже неоднократно проводились, и никаких санкций не было применено». По его мнению, сложности с определением доли операторов на этих рынках могут быть связаны с большим количеством самых разных форматов наружной рекламы, которые зачастую просто не учитываются общественными организациями.
В 2007 году после схожего заявления в ФАС от нескольких операторов наружной рекламы ведомство проводило проверку по факту обвинения в доминирующем положении News Outdoor в Нижнем Новгороде. Однако в результате проверки фактов и на основании проведенного опроса среди наиболее крупных рекламодателей Нижнего Новгорода местное УФАС приняло решение об отказе в возбуждении дела. ФАС поддержала позицию УФАС по Нижегородской области.
Аналитик ИК «Финам» Сергей Фильченков считает, что озвученные претензии к операторам вполне логичны: «Рекламные компании, которые в последние годы активно скупали локальных операторов и налаживали отношения с местными властями, действительно занимают доминирующее положение на рынке отдельных городов. Другое дело, что рекламные поверхности, как правило, распределяются по тендерам, то есть носят рыночный характер». По его мнению, основой риск в том, что муниципалитетам «директивно велят осуществлять распределение среди нескольких компаний». Это может привести к снижению доли нынешних лидеров, сокращению их отдачи от инвестиций. «Правда, есть возможность реализации всем известного сценария — в тендерах участвуют несколько компаний, которые затем консолидируют заказы в рамках более крупного игрока», — предполагает эксперт.